Понятие сакральный. Что такое "сакральное": значение и толкование слова

Словарь Ефремовой

Сакральный

  1. прил. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный.
  2. прил. Относящийся к крестцу (1*1); крестцовый.

Культурология. Словарь-справочник

Сакральный

(лат. sacer – священный) – относящийся к вере, религиозному культу, напр., обряд, запрет, предмет, текст и т.д.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Сакральный

♦ (ENG sacral)

(лат. sacrum - священный)

имеющий отношение к священному или то, что предназначено для религиозного использования.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Сакральный

Сакра́льный - относящийся к религиозному культу, ритуалу.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Сакральный

имеющий отношение к церковным обрядам, священный:

* Итак, положение вещей было таковым (используем очевидную и простую МОДЕЛЬ), что действительность органами чувств воспринималась напрямую, как некая река или вулкан, а над ней или вокруг нее пралюди доделывали себе метафизическое облако, которое с течением времени повсеместно имело склонность к превращению в то, что САКРАЛЬНО. - Тайна китайской комнаты. Моделирование культуры (ВЯ) *

* "На практике это выглядит так, что после размещения на голове электродов и на теле сетки человек оказывается в таком Cyberspace, в котором может найти виртуальные компьютеры, а когда, в свою очередь, к ним подключится, будет перетранспортирован в "виртуальный мир \# 3", в котором уже не действуют какие-либо законы физики и биологии; в "мире третьего уровня", как называет его фирма IVM, можно размножиться на большее количество "личностей", можно участвовать во встречах с умершими, с лицами, занимающими наивысшее сакральное положение в данной, произвольно выбранной религиозной вере... " - Питавалы XXI века (ВЯ) *

Что такое "сакральное": значение и толкование слова. Сакральные знания. Сакральное место

Конец XX – начало XXI века - это уникальное во многих отношениях время. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны - сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия.

Этимология слова

Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого - «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» - это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный - это не просто отделенный (от мира, в противоположность профанному), а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» - святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» - это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности.

Области распространения сакрального

Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время - в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли.

Сакральное искусство

Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное - усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.

Виды такого искусства

В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие:

Сакральная живопись. Под этим подразумеваются произведения искусства религиозного характера и/или предназначения, например, иконы, статуи, мозаики, барельефы и т. п.

Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда "маген Давид", китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. д.

Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид.

Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов – литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age.

Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области – кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение.

Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия.

Сакральное пространство

Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи – конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками – флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам – духам и др.

Другой пример сакрального пространства – храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место.

Время

Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример – католическая месса, содержание которой – таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. д. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр.

В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов.

Знания

Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания – некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага – власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания - это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека.


Сакральные тексты

Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах – Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы – труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным – от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это - сакральные тексты.


Действие

Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия – возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела.

В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека – сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее.

Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко – характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем.

Сакральное

Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum - священное, посвященное Богу) - в широком смысле - всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Святое, священное, сакральное - сравнение понятий

Святость - это атрибут Божества и Божественного. Святое - это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием.

Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение субъекта, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения.

В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Существует несколько позиций, с которыми связано понятие сакрального. Среди них - нуминозность, хтоническое, индифферентное отношение к системе знакового обмена, несоответствие идее количественного, неартикулированный и сокрытый характер, представление о сакральном как о Другом. Сакральное - это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним.

Что скрывает значение слова "сакральный"?

Значение слова сакральный можно найти ещё в древней литературе. Слово ассоциируется с религией, чем-то таинственным, божественным. Смысловое содержание относится к истокам всего сущего на Земле.

Что говорят словарные источники?

Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. Называя вещи или события этим термином, подразумевают связь с неземными вещами. Всегда присутствует некий культ, святость в происхождении описываемых свойств.

Отследим, что означает слово "сакральный", по существующим словарям:

  • Смысловое содержание слова противопоставляется сущему и мирскому.
  • Сакральный относится к духовному состоянию человека. Предполагается, что смысл слова познается сердцем за счёт веры или надежды. Любовь становится инструментом для понимания таинственного значения термина.
  • Вещи, названные словом "сакральное", тщательно оберегаются людьми от посягательств. В основу закладывается неоспоримая святость, не требующая доказательств.
  • Значение слова "сакральный" относится к таким определениям, как святое, истинное, заветное, неземное.
  • Сакральные признаки можно обнаружить в любой религии, их ассоциируют с ценными идеалами, чаще духовными.
  • Истоки сакрального закладываются обществом через семью, государство, другие структуры.

Откуда берутся таинственные знания?

Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства. Смысловое содержание сакральных вещей невозможно описать словами. Это можно только прочувствовать. Оно неосязаемо и доступно людям только с чистой душой.

Смысл слова "сакральный" заключен в священных писаниях. Только верующему человеку доступны инструменты к достижению познания вездесущего знания. Сакральным может быть предмет, ценность которого неоспорима. Для человека он становится святыней, ради неё он мог бы отдать жизнь.

Сакральный предмет можно осквернить словом или действием. За что виновник получит гнев и проклятия от верующих в таинства людей. Церковные обряды имеют в основе обычные земные действа, приобретающие иную значимость для участников процесса.

Религия и таинства

Сакральные действа может совершать только человек, заслуживший признания верующих. Он является связующим звеном с параллельным миром, проводником в потусторонний мир. Подразумевается, что любого человека можно просвятить и приобщить к таинствам вселенной путём обряда.

Сакральный смысл тем доступнее, чем выше у человека уровень духовной составляющей. Священник относится к носителю таинства, и к нему обращаются, чтобы приблизиться к Богу, являющемуся источником всего сакрального на Земле. Так или иначе, все люди стремятся познать непреложную истину и приобщаются к священнослужителям, следуя установленным канонам.

Дополнительные определения термина

Историки и философы значение определения сакральности используют несколько в ином смысле. В трудах Дюркгейма слово обозначено как понятие подлинности бытия всего человечества, где существованию общинности противопоставлены потребности индивида. Передаются эти таинства путём коммуникаций между людьми.

Сакральность в обществе хранится во многих отраслях человеческой жизни. База знаний формируется благодаря нормам, правилам, общей идеологии поведения. С малолетства каждый человек уверяется в непреложности истинных вещей. К таким относится любовь, вера, существование души, Бога.

На формирование сакральных знаний уходят столетия, человеку не нужны доказательства существования таинственных знаний. Подтверждением для него являются чудеса, происходящие в ежедневной жизни благодаря обрядам, молитвам, действиям священнослужителей.

САКРАЛЬНОЕ это:

САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) - мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически - заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное - дивное, поразительное; аксиологически - абсолютное, императивное, глубоко чтимое. Представления о сакральном с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении, где сакральное - предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального и влечение быть ему сопричастным составляют суть религии. В развитом религиозном сознании сакральное - сотериологическая ценность высокого достоинства: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения. В философии религии 20 в. учение о святом как конституирующем элементе религии получает развернутое обоснование с различных религиеведческих позиций. Э. Дюркгейм в работе “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии” (Les formes élémentaires de la vie religieuse. Système totémique d"Australie, 1912) подверг критическому пересмотру мысль о том, что религию следует определять из понятия божества или понятия сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; понятие сверхъестественного возникает поздно - за пределами классической античности. Напротив, всем религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области - мирскую (профанную) и священную, которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак сакрального - его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления - в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т. Лукмана святое приобретает статус “страты значений”, к которой повседневная жизнь отнесена как к конечной инстанции. С социологической трактовкой святого резко расходится позиция Р. Ommo. Если Дюркгейм надеялся преодолеть в объяснении категории святого крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И. Канта, построил свою книгу “Святое” (Das Heilige, 1917) на идее априорности этой категории. Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Обратившись к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в “основании души” априорный источник категории святого и религиозности вообще - особую “настроенность духа” и интуицию святого. “Настроенность духа”, из развития которой вырастает категория святого, немецкий философ назвал “нуминозной” (от лат. numen - знак божественного могущества), выделив важнейшие психологические составляющие нуминозного: “чувство тварности”; чувство misterium tremendum (чувство внушающей трепет тайны - “Совершенно Иного” (Ganz Andere), повергающего в одном модусе восприятия в трепет, в другом - в ужас своей жуткой и величественной стороной, приводящей человека в экстатическое состояние); чувство fascinans (от лат. fascino - зачаровывать, завораживать) - возникающее в момент соприкосновения с тайной позитивное переживание притяжения, очарования, восхищения. Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum (лат. священное), в ее предельном иррациональном аспекте - augustum (лат. возвышенное, священное). Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизапия категории святого - плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность - первоисток всех иных объективных ценностей. Поскольку, согласно Отто, подлинная сущность святого в понятиях неуловима, оно запечатлевало свое содержание в “идеограммах” - “чистых символах”, выражающих нуминозную настроенность духа. Исследование Отго внесло крупный вклад в становление феноменологического подхода к изучению категории святого и в развитие феноменологии религии в целом. Голландский феноменолог религии Г. ван дер Леув в работе “Введение в феноменологию религии” (1925) в сравнительном ключе рассмотрел категорию святого в исторической перспективе - от начальной, архаической ступени до категории христианского сознания. Г. Ван дер Леув, как прежде до него Н. Зёдерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти (у Отто - majestas). Г. Ван дер Леув сблизил категорию святого с заимствованным из этнологии термином “mana”. Открыв посредством такого сближения широкий доступ к исторически конкретным архаическим реалиям, голландский философ религии задал теологическое (“Бог”), антропологическое (“святой человек”), пространственно-временное (“священное время”, “священное место”), ритуальное (“священное слово”, “табу”) и др. измерения категории святого. Отто придавал первостепенное значение описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге очертить контуры той трансцендентной реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого была конечной целью теологической феноменологии Отто. М. Элиаде, последователь немецкого философа, не унаследовал интереса к метафизической проблематике. В центре внимания Элиаде (“Священное и мирское” - Le sacré et te profane, 1965*; и др.) стоит иерофания - обнаружение священного в профанной, мирской, сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику Принципиально важно, что центральный тезис Элиаде - об универсальности антагонизма “сакрального” и “профанного”, сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения. Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни - характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиеведении (Г. Рохайм и др.) категория святого не имеет иных оснований, кроме психологических. Святое в своем происхождении и бытии есть для Фрейда “нечто такое, к чему нельзя притрагиваться”, священные образы олицетворяют прежде всего запрет, изначально - запрет инцеста (Человек Моисей и монотеистическая религия, 1939). У святого нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний и страхов, ибо святое, по Фрейду, есть “длящаяся воля праотца” - длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий “психический конденсат”. Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория сакрального, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории сакрального не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак (“габуированное”, “иное” и т. п.) или универсальную комбинацию признаков (“повергающее в ужас”, “восхищающее” и др.). Содержательно категория сакрального столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелишозные традиции. А. П. Забияко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Что означает слово "сакральный"?

Как понимать "сакральный"? Что это такое? Это мистическое слово? Сакральный может быть магическим? Это какая-то большая тайна?

Андрей головлев

Слово сакральный связано с латинскими словами sacralis - священный, sacrum - крестец, os sacrum - священная кость.

Вроде бы странное сочетание священный и кость. Но на самом деле странного нет, так как святость это связь с Богом (таких людей, которые заслужили это от Бога своей жизнью, называют святыми). И как святой дух связывает людей с Богом, так и основные кости крестец, позвонки связываю т ткани человека в единый корпус физического тела. То есть можно сказать, что сакральный во всех случаях имеет значение "основная связь ", и это может быть: кость; святой дух; обряд с предметами, используемыми в нём (крещение, венчание, ...); специальное учение для человека, связывающее его с (религия, спец практика (в том числе, и магическая), ..). Так как это связывающая основа, то сакральное охраняется: обычно труднодоступно и/или доверяется только избранным.

Сакральный охраняется от понимания другими людьми. Его невозможно доказать рациональным способом. Сакральный должен вначале быть принят на веру. Да, это часто мистический и даже сверхъестественный. Другое понимание слово сакральный - это священный. Sacrum так и переводится с лытыни как священный. Его хранят в тайне, чтобы не осквернить.

Что такое сакральность?

Пользователь удален

Сакральное (лат. sacrum - священный предмет, священный обряд, таинства, мистерия) , смысл раскрывается в соотношении с профанным. Термин введён Мирча Элиаде.
- священный, заветный; о словах, речи: имеющий как бы магический смысл, звучащий как заклинание.

Я желаю счастья вам

САКРАЛЬНОЕ - (от лат. sacrum - священное) - все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное - освященное, святое, заветное. С. противоположно светскому, профанному, мирскому. То, что признано святыней, подлежит безусловному и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами. С. является тождеством веры, надежды и любви, его "органом" служит человеческое сердце. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни. Поэтому при угрозе осквернения святыни истинный верующий встает на ее защиту без особых раздумий и внешнего принуждения; подчас он может ради этого жертвовать своей жизнью. С. в теологии означает подчиненное Богу. Символом сакрализации выступает освящение, т. е. такая церемония, в результате которой обыденная мирская процедура обретает трансцендентный смысл. Посвящение - возведение лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. Священник - лицо, состоящее при храме и совершающее все таинства, кроме священства. Святотатство - имущественное посягательство, направленное на священные и освященные предметы и принадлежности храма, а· также оскорбление религиозного чувства верующих; в более широком смысле оно означает покушение на святыню. Помимо теологического понимания С. как производного от Бога существует расширительное его философское истолкование. Например, Э. Дюркгейм применил это понятие для обозначения естественноисторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического (эгоистического) существования. Некоторые религиоведы рассматривают процедуру сакрализации как существенный отличительный признак всякой религии - пантеистической, теистической и атеистической: религия начинается там, где складывается система сакрализации особо ценных идеалов. Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты и трансляции священного отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Трансляция осуществляется согласованными между собой методами и средствами всех форм общественной жизни. Среди них - жесткие нормы права и мягкие приемы искусства. Индивид с пеленок и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему С. Он вовлекается в церемонии, ритуальные действия, совершает молитвы, обряды, соблюдает посты и множество иных религиозных предписаний. Сакрализации прежде всего подвергаются нормы и правила отношения к ближнему и дальнему, семье, народу, государству и абсолюту. Система сакрализации состоит из. а) суммы священных для данного общества идей (идеология) ; б) психологических приемов и средств убеждения людей в безусловной истинности этих идей?) специфических знаковых форм воплощения святынь, сакраментальных и враждебных символов; г) особой организации (например, церкви) ; д) специальных практических действий, обрядов и церемоний (культ) . На создание такой системы требуется много времени, она впитывает в себя прошлые и вновь возникшие традиции. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях (социальные группы, классы) и вертикалях (поколения) . Когда избранный объект сакрализован, в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Высшая степень С. отношения - святость, т. е. праведность, благочестие, богоугодность, проницание деятельной любовью к абсолюту и освобождение себя от импульсов себялюбия. Всякая религиозность сопряжена с С. , но не каждый верующий на практике способен стать святым. Святых немного, их пример служит ориентиром для обычных людей. Степени С. отношения - фанатизм, умеренность, индифферентизм. С. чувство цельно, и яд сомнения для него смертельно опасен. Д. В. Пивоваров

Алексей

святость
САКРАЛИЗАЦИЯ - священный. Вовлечение в сферу религии общественного, группового, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Кроме того, наделение материальных предметов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр. магическими свойствами и возведение их в ранг сакральных (см.), священных, святых.
САКРАЛЬНОЕ - священное, святое - вымышленные, наделяемые сверхъестественными качествами существа - персонажи религиозных мифов. Религиозные ценности - вера, истины вероисповедания, таинства, церковь. Кроме того, совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религиозного культа. Противопоставляется мирскому.

Что такое сакраментальный вопрос?

Юнона

САКРАМЕНТА"ЛЬНЫЙ, ая, ое; -лен, льна, льно [новолатин. sacramentalis - священнодейственный] (книжн.) .
Священный, заветный.
Толковый словарь Ушакова

Сакраментальный
см. освященный обычаем, укоренившийся, традиционный, ритуальный, обрядовый, обычный, сакральный, освященный традицией, ставший традицией
Словарь синонимов

В русском языке «сакральный» и «сакраментальный» – практически синонимы. И то, и другое происходят от латинского глагола sacrare – посвящать, освящать. Слово «сакраментальный» образовано от позднелатинского sacramentum – клятва верности. Слово sacrament означает таинство – любой из семи торжественных обрядов в христианстве: крещение, бракосочетание, исповедь, соборование, причащение, миропомазание или священство. «Сакраментальный» , соответственно, обозначает нечто, относящееся к религиозному культу; что-то обрядовое, ритуальное. Это значение целиком совпадает со смыслом слова «сакральный» , за одним исключением: последнее, кроме того, используется в анатомии.

Сакраментальный кроме того (уже войдя в обиход нерелигиозных людей) означает - ставший обычным, закрепленный в традиции.
http://otvet.mail.ru/question/10463101/

Можно только сожалеть о том, что мы повсеместно используем различные слова, совершенно не задумываясь об их смысле. А между тем, в каждом из них есть свой, вполне определенный смысл. И не только явный, лежащий на поверхности, но и скрытый, несущий сакральную информацию. И этот второй, естественно, гораздо важнее первого.

Почему же так важен смысл слов, которые мы употребляем? Потому что слово — это не просто определенная последовательность букв. Это своего рода контейнер, доставляющий в подсознание человека заложенный в него смысл. Сознание фиксирует (да и то не всегда) поверхностный смысл, а подсознание — глубинный.

С одной стороны, это обеспечивает сохранение сакральных знаний и их «автоматическую» передачу из поколения в поколение при вербальном или невербальном общении в среде носителей языка. С другой, может стать мощным невидимым оружием, с помощью которого разрушается национальное самосознание и самоидентификация. А это, в свою очередь, в конечном итоге приведет к постепенному вырождению и уничтожению нации как таковой. Как это делается, рассмотрено на примере в статье «Путь в рай».

Получается, что вроде как и не обязательно нам знать и понимать тайный смысл слов. Раз он транслируется прямиком в подсознание, то зачем нам предпринимать усилия и что-то там еще расшифровывать? Ведь мы же являемся носителями сакральной мудрости уже в силу того, что говорим и думаем по-русски. Так?

Нет, не так. Хотя информация и закладывается в подсознание, но это вовсе не гарантирует, что она когда-нибудь в течение жизни будет извлечена оттуда. А раз так, то, значит, и не будет реализована. И какой в этом случае от нее прок, если человек может так и проходить до гробовой доски, не воспользовавшись древними знаниями? Осознание того, что ты — носитель каких-то древних сакральных знаний, — слабое утешение.

В общем, как ни крути, а для того, чтобы иметь возможность реализовать спящие знания, их необходимо извлечь из подсознания и поместить в сознание. А для этого надо понимать скрытый смысл слов, уметь их расшифровывать.

В нашем далеком ведическом прошлом все было значительно проще. Тогда существовали соответствующие специалисты — волхвы. Они не просто учили соплеменников грамоте. Они грамотно учили. В результате, люди правильно понимали и, соответственно, правильно употребляли слова, в соответствии с их сакральными значениями.

Разумеется, весь объем сакральных знаний никогда не был достоянием всеобщей гласности. В этом просто не было необходимости. Ведь кузнецу или гончару эти знания для работы были не нужны. Всеобщая «сакральная грамотность» касалась лишь того, что было необходимо любому человеку для правильной жизни, вне зависимости от его социального статуса или профессии.

Но сейчас, когда минуло уже немало сотен лет с тех пор, как исчезли волхвы (и исчезли, конечно, не сами по себе), мы стали терять первичное понимание смысла слов. Тем более, что нам в этом активно помогают различные прозападные «светила» от науки, утверждающие, что русский язык молод по историческим меркам и не самобытен, так как является производным от других языков. И, в первую очередь, от греческого.

При этом их совершенно не волнует тот факт, что многие смысловые обороты русского языка не могут быть корректно переведены не только на греческий, но и ни на один другой язык в мире. Например, как перевести на иностранный язык фразу: «утлое суденышко уныло покачивалось на студеных волнах»? Без потери нюансов смысла и эмоциональной окраски повествования — никак. Или же такой диалог: «- Чай пить будешь? — Да нет, наверное»…

Подобных примеров можно привести великое множество, но в контексте этой статьи нас интересует несколько иное. Можем ли мы сейчас восстановить знание и верное понимание сакральной сути слов? Оказывается, можем. Воспользуемся для этого технологией числоведения и попробуем вскрыть глубинный смысл слова «душа».

Для начала нам потребуется перевести слово в цифровой вид. Каждая буква алфавита соответствует одной из цифр простого числового ряда от «1» до «9» (рис. 1). При переводе у нас получается следующий набор цифр: 5381. Далее мы проведем нумерологическое свертывание полученного ряда (последовательное сложение всех цифр до получения простого числа от «1» до «9») и получим последовательность: 5+3+8+1=17; 1+7=8.


Рис. 1

Полученная в результате этих несложных арифметических манипуляций цифра «8» является так называемым числом слова и выражает его основную суть. И здесь нас поджидает первая проблема. Как правильно расшифровать значение полученной цифры?

В отличие от математики, где у каждой цифры есть только одно целое значение, в эзотерике у каждой из них их несколько. Мастерство и уровень компетентности нумеролога или числоведа во многом состоят именно в том, как правильно расшифровать значение той или иной цифры в конкретном случае.

К примеру, у «восьмерки» — шестнадцать позитивных значений и восемь негативных. По счастью, в данном случае, это сделать несложно. Одним из основных значений цифры «8» является «бесконечность». Другими словами, бессмертие человеческой души зашифровано в самой сути этого слова.

Но это, конечно, далеко не все. Ведь в вычисленной нами последовательности — семь букв, которые также не являются просто статистами. Кстати, цифра «7» имеет в своем списке такие значения как «искра божья», «божественная мудрость», «защита высших сил». Так что количество букв в слове — тоже непростое совпадение.

Однако мы опять немного забежали вперед. Дело в том, что учтены еще не все цифры, необходимые нам для детальной расшифровки. Вновь обратимся к рисунку 1. В таблице все буквы алфавита сгруппированы в четыре строки. И номера строк несут в себе дополнительную информацию в соответствии со значениями цифр, которыми они обозначены.

Теперь, если мы выпишем их, то получится вот такой ряд: 1331. Несложно заметить, что две цифры в нем повторяются дважды. Это так называемый маркер «двойки». Или, говоря простым языком, скрытое указание на цифру «2». Общее же количество букв в слове — четыре. В дальнейшем нам это тоже пригодится.

Вот теперь уже можно приступать к расшифровке значений. Это самая сложная и ответственная часть. Как уже говорилось, у каждой цифры не одно, а несколько значений, и важно точно определить, какое из них работает в том или ином конкретном случае. Начнем с цифр, соответствующих буквам слова.

Первая цифра это — «5». Она является рекордсменом по количеству значений. Одних только позитивных значений насчитывается целых двадцать два. Но, как это ни странно, здесь с ней никаких особых проблем не возникает. Текущее значение — это «человек» («число человека»). Стоит она в первом ряду таблицы, а «единица» чаще всего расшифровывается как «цель». Но что конкретно является целью — сам человек или что-то другое? Так как цифра стоит в самом начале слова, то трактоваться это будет как «человек имеет цель» или же «цель человека».

Следующая цифра «3», которая, к тому же, стоит в третьей строке таблицы. Это означает, что цифра, как минимум, проявляет здесь два своих значения из списка. Одно из них — это «синтез энергетической спирали, первый качественный скачок». Другое – «триединая сущность Прави, Нави и Яви (законы Прави, объединяющие Навь и Явь в гармонии)».

Тут требуется некое пояснение. Если заглянуть в энциклопедические источники, то можно обнаружить немало различных толкований слова «синтез». Но все они разнятся лишь в деталях. Суть же заключается в том, что синтез — это некий процесс объединения элементов, в результате которого они сливаются или организуются в единое целое.

Однако нигде ничего не говорится в отношении того, каков конечный продукт. Что это — обычное соединение разрозненных частей в уже известное, стандартное целое? Или же в результате процесса происходит переход продукта на качественно иной уровень? В нашем случае подразумевается именно второй вариант.

Идем дальше. Следующая цифра «8». Мы уже сталкивались с ней и знаем, какое значение она принимает, будучи числом слова. В этом же случае дополнительные маркеры указывают не на одно, а сразу на два ее значения — «итоги труда» и «справедливость». Это не отдельные, самостоятельные понятия, а взаимосвязанные. Поэтому в литературном варианте это будет читаться как: «итоги труда, справедливо (приводят к)». К чему они приводят видно из расшифровки следующей цифры.

Цифра «1». Хотя чаще всего «единица» расшифровывается как «цель», но здесь маркеры указывают на другое значение – «начало начал, поворотная веха». Учитывая расположение цифры (один из маркеров), можно говорить о том, что она олицетворяет старт нового цикла, который одновременно является закономерным финалом предыдущего цикла.

Теперь если мы соберем воедино все расшифровки и литературно адаптируем их, то у нас получится следующий текст: «Цель человека — осуществление качественного скачка, энергетического синтеза (полный цикл), требующего приложения усилий (труда), и справедливым итогом которого станет выход на новый уровень и старт нового цикла (синтеза)». В целом, вполне понятно и достаточно конкретно.

Из рассчитанного нами цифрового ряда слова нерасшифрованными остался лишь промежуточный результат в виде числа «17». С «единицей» все понятно: она, как и раньше, читается как «цель». А вот с цифрой «семь» — немного сложнее. Один из маркеров указывает на текущее значение: «защита высших сил», а другой — на то, что она управляется предыдущей цифрой (то есть, значение «семерки» должно быть увязано с значением «единицы»). В результате, у нас появляется некое подтверждение, гласящее о том, что цель, указанная в основной расшифровке, является установкой высших сил. То есть, божественным законом.

Теперь осталось разобраться лишь со значениями второстепенного цифрового ряда, где содержатся дополнительные данные. Он и не содержит никакой кардинально новой информации, но и игнорировать его за малосущественностью тоже нельзя.

Мы уже знаем, что если в ряду есть несколько повторяющихся цифр, то это означает, что цифра одновременно проявляет несколько своих значений. Поэтому «1331» интерпретируются как: «цель – качественный скачок энергетического синтеза, связанный с единством прошлого, настоящего и будущего, приводящий к выходу на новый уровень и старт нового цикла (синтеза)».

Из новой информации здесь присутствует только не встречавшееся у нас до этого значение — «взаимосвязь единства прошлого, настоящего и будущего». По сути, это — прямое указание на закон кармического следствия: мы сегодня отвечаем за наши поступки в прошлых воплощениях, а действия в настоящем формируют ответственность в будущем воплощении.

Упомянутая выше цифра «2», имеющая скрытое указание на нее во второстепенном цифровом ряду, трактуется как: «путь (в широком понимании смысла слова)», «движение». Это значит, что человек должен постоянно двигаться по описанному пути. Это не вопрос желания или нежелания, это — обязанность.

Но ведь любой путь или дорога должна где-то находиться. Конечно! И на это тут есть прямое указание: слово состоит из четырех букв. А основным значением цифры «четыре» с точки зрения системы мироустройства есть «число Земли». Как говорится, комментарии излишни.

Что же, будем подводить итоги. Вопрос «Несет ли слово «душа» в себе какую-то сакральную информацию?» отпадает сам собой. Информации много, и она существенна для осознания каждым из нас: кто он есть и для чего пришел в этот мир. И можно лишь сожалеть о том, что в наших школах сегодня нет уроков, на которых учили бы понимать скрытый смысл слов.

Антон Ларин, ведический числовед, рунолог, специалист по энергетическим практикам и биолокации, доктор юриспруденции
Предоставлено автором

Раньше женщины вкладывали особый сакральный смысл в свои повседневные дела. Может быть, поэтому семьи были гармоничнее и крепче, а люди здоровее и счастливее?

РАСЧЕСЫВАЯ ВОЛОСЫ делайте это осознанно, представляя, как гребень, скользящий по волосам, убирает всю негативную энергию и информацию, скопившуюся за день. Так женская энергия, которую, как известно, впитывают наши волосы, восстанавливается.

Женщина с длинными волосами имеет очень сильную энергетику, и способна создать "обережный круг" для любимого мужчины. Муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы. У славян существовала такая традиция.

ПРИНИМАЯ ВАННУЮ, СОВЕРШАЯ КОСМЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ, УКРАШАЯ СЕБЯ ИЛИ НАНОСЯ МАКИЯЖ , представляйте, что соединяетесь с энергиями Женских Богинь Красоты, что входите в резонанс с вибрациями женской планеты Венеры, которая наделяет вас молодостью, красотой, очарованием и здоровьем.

ПРИГОТОВЬТЕ МУЖУ или болеющему члену семьи любой напиток, который он любит, возьмите его в свои руки и тихо скажите над ним добрые, благословляющие слова, целительные молитвы, идущие из вашего сердца. Такое зелье станет нектаром, и сможет напитать и исцелить не только тело, но и душу.

К процессу ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ нужно подходить как к медитации, то есть делать это осознанно и не спеша. Если женщина готовит наспех, суетясь, или вообще пренебрегает этой обязанностью, то муж не захочет с ней длительных отношений. Если же она вкладывает в этот процесс всю свою душу, готовит не спеша, и ее блюда всегда разнообразны, значит, и семейная жизнь будет долгой и интересной. Замешивая тесто можно медитировать на сплочение отношений между членами семьи.

КОГДА СТИРАЕТЕ БЕЛЬЕ ИЛИ ГЛАДИТЕ МУЖУ РУБАШКИ , почувствуйте его мужество и силу, наделите его одежду силой побеждать, представьте, как его дела становятся лучше, как к нему приходит успех, достаток и удача. И тогда в ней он действительно станет способен достигать любых высот.

УБИРАЯ ПРОСТРАНСТВО ДОМА , мысленно представляйте, как из него уходят все неприятности, раздоры, негатив устраняется. И дом наполняется светом вашей любви, радостью и волшебством. Благоприятно очищать дом пламенем свечи, открывать окна, для свободного движения воздуха, жечь благовония, делать влажную уборку и выращивать цветы. Тем самым вы заручаетесь поддержкой всех стихий, и обретаете защиту.

ПРИКАСАЯСЬ К ЛЮБИМОМУ ИЛИ РЕБЕНКУ , представляйте, как через ваши ладони струится поток благодатной энергии, способной исцелять душевные раны, успокаивать, наполнять Души божественной любовью. Такие прикосновения творят чудеса…

ВО ВСЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, ВКЛАДЫВАЙТЕ ЛЮБОВЬ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ. Ко всем делам относитесь как к ритуалу, наделяя его особым сакральным смыслом. Именно в таких внешне незаметных деяниях женщины и проявляется ее истинная, магическая сила. И счастье приходит к ней в виде душевной гармонии, успешного любящего мужа, здоровых умных детей, дружной и крепкой семьи.

Конец XX — начало XXI века — это уникальное во многих отношениях время. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны — сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия.

Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого — «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный — это не просто отделенный (от мира, в противоположность профанному), а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности.

Области распространения сакрального

Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли.

Сакральное искусство

Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.

Виды такого искусства

В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие:

— Сакральная живопись. Под этим подразумеваются произведения искусства религиозного характера и/или предназначения, например, иконы, статуи, мозаики, барельефы и т. п.

— Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. д.

— Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид.

— Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age.

Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение.

Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия.

Сакральное пространство

Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др.

Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место.

Время

Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. д. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр.

В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов.

Знания

Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека.

Сакральные тексты

Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты.

Действие

Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела.

В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее.

Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы.

Заключение

Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем.