Как хоронят по мусульманским традициям. Похороны согласно Сунне, как они описаны в книгах шафиитских учёных

Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.

В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня ».

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.

Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.

Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).

Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».

Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).

Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».

В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:

1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;

2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;

3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.

Сооружение могилы

Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.

Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).

В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо » (Ибн Маджа).

Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).

Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.

Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).

В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.

Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.

Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.

Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.


Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане!
Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам,
и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался,
и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас!

Слова, произносимые при посещении могил.

Как бы это странно не прозвучало, но желание узнать об обряде похорон у мусульман началось с вида с балкона. Да-да, именно так.
Солнечным декабрьским днем, приземлившись в аэропорту Стамбула и проделав далекий, но лёгкий путь до отеля, который располагался в самом центре города, мы оплатили номер, получили ключи, поднялись на 4-й этаж и я тут же высунул нос на балкон, посмотреть на открывающийся вид. Каково же было мое удивление от увиденного.. балкона, собственно, никакого не было, а была узкая винтовая лестница, с которой ничего не стоило свалиться вниз, да и вид сразил наповал - внизу, прямо под окнами, было кладбище. Пусть маленькое и очень старое, но всё же. В первый момент я оторопел, но тут за воротами кладбища проехал и весело прозвенел яркий трамвай, и всё встало на свои места - кладбище меня уже не пугало, за окнами была Жизнь во всех ее проявлениях.

Несколькими днями позже нам рассказали, что на этом кладбище похоронены имамы (в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, по-нашему священники), но я уже задался целью посмотреть, как выглядят кладбища, на которых похоронены обычные люди и узнать, как проходит обряд похорон.

Собственно, данный пост и содержит информацию об этом.

Это наш маленький номер. Сложно представить, что за этим окном открывается вид на кладбище.

Вид с винтовой лестницы, которая в номере заменяла балкон.

Могилы имамов. Впрочем, начитавшись разных источников, я совершенно не уверен, что это имамы. По найденной мной информации памятники женщинам легко отличить по изысканным украшениям - резным цветам, шляпкам, платкам. На крайней левой могиле как раз цветок. Над мужскими могилами верхняя часть обычно выполнена в виде головного убора - в средней могиле украшением является тюрбан, что говорит нам о том, что там похоронен человек высокого социального положения, да и крайняя справа с украшением в виде фески скорее всего принадлежит человеку не бедному. Кладбище закрыто для посещений, но из нашего номера я частенько наблюдал, как любопытные туристы просовывают руки с фотоаппаратами через дырки в двери и фотографируют его.

Но рассказать я вам хотел не об этом, а непосредственно о самом обряде похорон:

1. Умершего омывают.
2. Шариат запрещает хоронить умершего человека в одежде, поэтому его заворачивают в саван - мужчину в 3 ткани, женщину в 5 тканей.
3. Мусульмане никогда не хоронят людей в гробах. Для этого используют специальные похоронные носилки (тобут). Носилки с телом кладутся на землю перед имамом, который обращает свой лик в сторону Каабы. Имам стоит у головы мужчины или у середины тела женщины. Если молитва читается одновременно для мужчины, женщины, мальчика и девочки, то умерших кладут в следующем порядке: перед имамом – мужчину, за ним – мальчика (имам стоит на уровне их головы), затем – женщина, за ней – девочка (имам стоит на уровне середины их тел).

Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Правоверного мусульманина обязательно должны похоронить в день смерти до захода солнца. Если человек умер ночью, то хоронят на следующий день и также нужно успеть до заката. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Такая поспешность объясняется жарким климатом южных стран, откуда по свету пошёл ислам.

4. Могила выглядит следующим образом - в первую очередь вырывается яма длиной 200 см, шириной около 75 см и глубиной 130 см. После этого в ней вырывается боковое углубление, называемое ляхад. Впоследствии в него будет уложено тело. Высота ляхада должна быть примерно 55 см. Его ширина 50 см, из них 25 см – внутри, а 25 см – снаружи.

5. Женщины на похоронах не присутствуют. В зависимости от размеров тела умершего в могиле могут пребывать 2 или 3 человек, которые будут его принимать. Другие двое (трое, четверо), находящиеся на земле, опускают усопшего в могилу. Приняв тело, его укладывают в ляхад.

6. Умерший должен лежать на правом боку, а голова его направлена к Кибле (Кибла - направление на Каабу в городе Мекка, Кааба - мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке). Для этого под голову подкладывают немного земли и подпирают спину камнями.

Согласно Сунне Пророка запрещено возвышать могилы над землей больше, чем на 15-20 см. На могилу устанавливаются 2 камня, либо 2 необожженных кирпича: на уровне головы и ног. После этого желательно покрыть могилу щебнем и побрызгать ее водой, чтобы мелкие камушки слиплись с землей.

Всем, кто участвовал в похоронной процессии, после погребения необходимо молиться за умершего. Каждый мусульманин, заходя на кладбище для погребения, должен обязательно вспоминать о Судном дне и будущей жизни, готовится к собственной смерти, наблюдать за положением мертвых. Ведь снаружи все могилы выглядят одинаково, зато внутри – у кого-то сад из садов Рая, а у кого-то – яма из ям Ада. Всем находящимся на кладбище нужно соблюдать спокойствие и тишину, испытывать страх перед Аллахом, избегать разговоров на мирские темы.

Нельзя сидеть на могилах и наступать на них, запрещено читать Коран у могилы, так же запрещено класть на могилы цветы, зеленую траву, выращивать на них деревья и т.п. Нельзя многократно обрызгивать могилу водой.

Не нужно стремиться сделать могилу особенной, отличающейся от других. Запрещено обкладывать ее мрамором, строить на ней что-либо, устанавливать памятники.

Нужно поддерживать родственников умершего, пока они не смирятся с происшедшим и не забудут об этом. Поддерживать их нужно разными способами: например, звонить им, встречаться с ними в мечети, на улице, на кладбище. Нужно ходить к ним домой, разговаривать с ними, успокаивать их, но не нужно задерживаться у них дома. Желательно почаще вспоминать о Судном дне, о собственном самовоспитании. Не рекомендуется обнимать их, так как считается, что объятия совершаются после радостных событий. Объятие же после траурных и трагических происшествий лишь увеличивает скорбь, вызывает плач, поэтому лучше избегать этого. Ведь смысл поддержки – это помощь и укрепление родственников, чтобы они перенесли утрату близкого им человека и своим терпением получили награду от Аллаха.

Ну и в заключении несколько фотографий, как выглядит современная часть кладбища "Караджа Ахмед", которое находится в азиатской части Стамбула в районе Юскюдар. Надо отметить, что это кладбище очень древнее, старейшее сохранившееся захоронение в нем датируется 1521 годом. Отправляясь туда, я хотел посмотреть именно старую его часть, но, зайдя, стало понятно, что найти древние могилы без посторонней помощи вряд ли возможно, мы прошли совсем чуть-чуть, я сделал три фотографии и мы вышли обратно.

Впрочем, по этим трем фото вполне понятно, как выглядят современные захоронения.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это - благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это - зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч» .

Погребальная процессия должна иметь умеренный ход: идти ни слишком быстро, ни слишком медленно.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда мертвое тело [приготовленное к захоронению и завернутое в саван] положат [на носилки] и мужчины понесут его на своих шеях [на своих плечах], он [человек, а точнее - душа человека, находящаяся до захоронения где-то рядом], если был [при жизни] благонравным, скажет: «Поторопитесь со мною!». Ну а если [человек] был плохим [при жизни, совершал грехи, преступления и не раскаялся, не исправился], то закричит [душа, витающая рядом]: «О горе! Куда это вы (родные и близкие) [меня] несете?!» Все [творения] будут слышать этот [душераздирающий] голос, кроме человека [людей]. Если человек услышал бы это, то сразу упал бы в обморок» .

Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.

Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.

При подготовке места погребения и копании могилы должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку. В правой стороне могилы делают нишу (ляхд), которая закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят туда . Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускают муж и ее родственники.

Опускать (заводить в могилу) покойного следует головой вперед с той стороны, где окажутся в итоге его ноги . Можно опускать его со стороны киблы .

После того как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы , затем могилу закапывают лопатами.

Женщины в могилу не спускаются.

Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молиться (совершать молитву-намаз) запрещено .

Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также годами его жизни устанавливается в области головы покойного.

‘Усман ибн ‘Аффан передает: «Пророк (да благословит его Творец и приветствует), когда завершался обряд погребения, сразу не уходил, а говорил: «Просите у Аллаха (Бога, Господа) для этого человека прощения грехов. Молите Бога, чтобы укрепил его [предоставил возможность правильно ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира]. Поистине, сейчас он будет спрошен » .

Сподвижник пророка Мухаммада ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал своему сыну и ближайшему окружению незадолго до смерти: «Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру] » .

Вопросы по теме

Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?

Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых необходимо поступать по ситуации. Неродственник может в этом участвовать .

У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?

Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру?

Внешне данное действие безобидно и не заслуживает внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтации.

Допустимо ли хоронить мусульманина в гробу?

Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет запрета на такого рода погребение. Исходя из этого, мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.

Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа. Данный метод применим в случае рыхлости или повышенной влажности почвы, захоронения в море и т. д. Желательно (сунна) посыпать дно гроба землей, так как при Пророке покойник клался непосредственно на землю.

Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.

Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу. Желательно укреплять нишу, в которую кладется умерший, кирпичом, деревом или иным материалом.

Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками.

Таким образом, мусульманские ученые едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в исключительном случае погребение в гробу не является грешным и запрещенным .

Можно ли целовать покойного?

Это допустимо. Когда заключительный Божий посланник пророк Мухаммад покинул этот мир, к его накрытому телу подошел Абу Бакр. Подойдя, он приоткрыл лицо и, нагнувшись, поцеловал его в лоб .

Можно ли (или нужно) открывать покойнику лицо, когда он уже положен в могилу?

После того как покойника положат в могилу, можно открывать ему лицо? Как правильно сделать по ханафитскому мазхабу?

Нужно ли вставать, когда проходит погребальная процессия?

«Когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники, поднявшись вместе с ним, сказали: «О посланник Божий, это хоронят иудея». Пророк ответил им: ‘Если видите похоронную процессию, вставайте [и неважно, кого хоронят]» . В другом риваяте (варианте хадиса) Пророк воскликнул: «А разве он не человек?!» .

Лицезрение смерти со столь близкого расстояния должно пробуждать в верующем особое чувство трепета пред Богом и побуждать его вставать из уважения, почтения к происходящему на его глазах .

Долго ли нужно стоять? В достоверном хадисе сказано: «Стойте, пока покойного не пронесут мимо вас либо пока не опустят на землю» .

В какое время суток запрещено хоронить покойника?

Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв-намазов и погребение умерших в следующих трех временных периодах:

Во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух) ;

В то время, когда солнце находится в зените;

Во время заката солнца» .

Разрешается ли присутствовать на похоронах немусульманина?

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.

В самом хадисе говорится о теле, мертвом теле. Ученые предполагали, что может радоваться или негодовать (1) и само тело, если Господь пожелает того, (2) и душа, находящаяся до захоронения где-то рядом. Однозначно никто не может утверждать. Но в любом случае это будет та форма речи, которая не слышна людям, не воспринимаема их слухом. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 238, 239, пояснение к хадису № 1316.

Кстати, современная наука уже доказала, что есть множество звуков в окружающем нас мире, которые человек не в состоянии слышать, хотя они могут быть очень и очень громкими.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 392, хадис № 1316; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 2/942.

Глубина могилы определяется в соответствии с природными особенностями почвы данной местности. Главное - чтобы тело покойного было защищено от хищников.

То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.

В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала допустимо не делать ниши (ляхд). Раскапывают дополнительное углубление, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят в это углубление. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни альмух тадж. Т. 2. С. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 522.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 88; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 40.

В опускании покойного в могилу могут участвовать трое и более человек.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 87, хадис № 1464 и пояснение к нему.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 525; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 375, хадис № 97–(972).

Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут - а он будет слышать их шаги - к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он - раб Божий и посланник». Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Всевышний заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения].

Что же касается лицемеров и безбожников, то у них спросят: «Что ты можешь сказать об этом человеке [подразумевая пророка Мухаммада]?» И каждый из них будет отвечать [в растерянности]: «Не знаю [не помню, не придавал этому особого значения]. Я был того же мнения, что и все». - «[В действительности] ты [ничего о нем] не знаешь и не хотел знать (не следовал за теми, кто знал)». Он получит сильнейший удар металлическим молотом и закричит так, что услышат все [ангелы; звери, птицы, насекомые…], кроме людей и джиннов. [Его обитель станет невероятно тесной, состояние - мучительным, и так до Дня Воскрешения]».

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

После этого частичного воссоединения (для общения с ангелами вслед за погребением) душа до Дня Воскрешения из мертвых покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения.

Хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана; св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 363, хадис № 3221, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 1/946.

Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, 384, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 204, хадис № 1285 и пояснение к нему.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 158.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1344, хадис № 4455; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 185, хадис № 4455 и пояснение к нему.

Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1311; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1311 и пояснение к нему.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1312; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1312 и пояснение к нему.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 232, 233.

Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 390, хадисы № 1307–1309; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 228, 229, хадисы № 1307–1309 и пояснение к ним.

Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.

Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих».

Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 258, 259.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510.

В каждой религии по-своему прощаются с усопшими. И все похороны различны: если разобраться, как хоронят мусульман, католиков, христиан, иудеев, буддистов, то все обряды различны.

Люди разной веры по-своему относятся к умершим: где-то их оплакивают, а где-то провожают с песнями, чтобы новому жителю небес было радостно от перехода в иной мир.

Сам обряд похорон включает в себя ряд процедур, которые проводятся перед отправкой умершего в мир иной.

Расположение в могиле.

В их число входят:

  • косметические процедуры;
  • похоронные молитвы;
  • бальзамирование;
  • место упокоения (гроб);
  • положение тела в гробу;
  • время захоронения;
  • цветы и венки;
  • кладбище;
  • памятники.

Все этапы приходится соблюсти родственникам и друзьям усопшего, чтобы проводить дорогого человека в последний путь.

Во многих странах сейчас организацией похорон занимаются специальные службы, и в редких случаях умершего хоронят родственники без привлечения кого-то извне.

Христианские похороны

По правилам этой религии похороны проходят на третий день после смерти. К косметическим процедурам относят полное омовение покойника и облачение в новые одежды. Покойного кладут в гроб и накрывают белым саваном. Это говорит о чистоте перед богом и людьми. На усопшего надевают крестик — чаще всего тот, которым крестили при рождении.

Обычаи православия гласят, что покойник в последнюю ночь перед похоронами должен лежать дома в окружении родных ему людей, но в настоящее время это редкий случай: покойник до момента прощания находится в морге, и только перед отпеванием переносится в ритуальный зал.

По христианским обычаям гроб, в котором хоронят покойного, сделан из дерева, а крест располагается в верхней части гроба, на уровне лица. Большинство кладбищенских улиц расположено так, чтобы покойника клали в могилу по правилам, то есть ногами на восток, а надгробный крест ставится у ног покойного.

Венки от родных и друзей располагают вдоль оградки с внутренней стороны, цветы кладут на могилу, соцветиями к кресту. На девятый и сороковой день покойного поминают блинами и киселем. Православная вера запрещает забирать тело покойного для исследования и изъятия органов.

Существует правило, по которому человека, совершившего самоубийство, хоронят не на кладбище, а за его оградой. В наше время это правило не соблюдается в больших городах, хотя в некоторых селениях и деревнях самоубийц до сих пор хоронят только за пределами погоста.

Похороны у католиков

По католическим обычаям любые косметические процедуры с телом усопшего запрещены, но в настоящее время этот обычай забыт, и тело омывают и одевают, как и у православных.

Гроб для покойного можно выбирать любой, так как особых указаний в католической вере на этот случай нет, но тело располагается в гробу так же, как и у православных, а католический крест находится над лицом покойного.

Тело усопшего кладут в гроб, соединяют руки на груди, вкладывают в них распятие. Как ни странно, у католиков нет определенного дня похорон, связанного с датой смерти.

Отпевание покойного происходит в церкви, после чего похоронная процессия вместе со священником идет на кладбище, где в момент опускания гроба в могилу еще читаются молитвы. Не существует у католиков и определенного вида памятников, поэтому надгробные памятные плиты очень разнообразны.

Похороны протестантов почти ничем не отличаются от похоронных ритуалов католиков, и это те две религии, в которых разрешено взятие у покойного органов для исследований.

Похороны у иудеев

Пожалуй, одна из строгих религий в отношении усопших. Тело могут омывать только родственники. При этом, если усопший мужчина, то процедурой омовения занимается только мужская часть семьи, если женщина, то женская.

Тело одевают в одежды из белой ткани и кладут в гроб, подкладывая под голову мешочек с землей Израиля. Иудейский гроб отличается простотой, так как не предполагает никакой обивки и украшений; единственное, что можно увидеть на гробе — это звезда Давида.

Тело в ночь перед похоронами находится в доме, в окружении семьи, при этом оставлять покойного одного в комнате нельзя даже на минуту. При нем все время должен кто-то находиться. Гроб закрывают еще в доме, так как считается, кощунством, чтобы посторонние люди видели беззащитного покойного.

Тело не отпевают в синагоге, а Каддиш читают только на кладбище. Похороны усопшего проходят в течение суток после смерти, единственное исключение — это дни праздников, в которые не принято хоронить. На могилах иудеев редко встретишь цветы, а сам памятник должен содержать надписи на иврите.

Существует еще ряд правил, которые приняты у иудеев. В доме, где лежит покойный нельзя кушать, пить, курить. Воду, которая была в момент смерти в доме покойного, выливают всю и изо всех сосудов. Зеркала занавешивают. На кладбище не принято посещать могилы других родственников, и должны соблюдаться все сроки траура по умершему.

Есть еще один обычай, который касается закапывания гроба. Лопата, которую используют при закапывании могилы, передается от одного человека к другому только воткнутая в землю, руки разных людей не могут быть одновременно на черенке. Поминок по иудейским канонам не проводят, а уходя с кладбища, все, кто присутствовал на похоронах, должны помыть руки, но при этом запрещено их вытирать.

Похороны индусов

Население Индии — это одна из немногих народностей, которая видит правильное погребение своих покойников только в огне. Покойного одевают в красивые одежды и несут на погребальный костер.

Старший сын умершего должен оплакать его и поджечь костер. После похорон, через несколько дней, сын возвращается на место похорон, собирает в урну пепел и оставшиеся кости и несет к реке Ганг.

Данная река считается священной у жителей Индии, именно в ней хоронят прах большинства богатых людей этой страны.

Похороны мусульман

Похороны у мусульман — это, пожалуй, единственные похороны, при которых не используется гроб. Только в городах используют гроб из мягких пород дерева, и его никогда не заколачивают, как в других религиях.

Как хоронят мусульман по законам Шариата? Все начинается с омовения — это должны делать специальные люди, которые знают все правила. Данные правила передаются из поколения в поколение, и женщин к загробному миру готовят женщины, а мужчин, соответственно, мужчины.

Умерший мусульманин не должен лежать на мягком, поэтому всю мягкую постель убирают и кладут тело головой в сторону Мекки. Если основными правилами других религий считаются закрытые глаза, то покойному мусульманину подвязывают подбородок, чтобы не открывался рот, а против вздутия живота на него кладут что-то железное.

Хоронят мусульман в течение суток после смерти, можно чуть перенести похороны, для ожидания далеко живущих родственников, но это не приветствуется.

Если во многих религиях последнюю ночь с покойным проводят родные, то мусульмане прощаются с усопшим еще до его омовения и облачения. Последняя ночь проходит в окружении чужих людей, которые приносят с собой четки и читают молитвы.

Мусульман хоронят стоя, и могилу копают в рост покойного. Так же, как и покойного, могилу не оставляют одну. Если люди не могут стоять рядом с пустой могилой, то в ней надо оставить лопаты или ломы.

Как и в других религиях, покойного через двери дома выносят ногами вперед, и только во дворе разворачивают и несут до кладбища головой вперед. Перед входом на погост, носилки с умершим ставят на специальное возвышение, и только мужчины читают молитву по покойному.

Умершего на трех полотенцах спускают в могилу 3 родственника, находящиеся во время этого процесса внутри могилы. Затем эти люди поднимаются из ямы, обмотанные теми полотнищами, на которых спускали покойного.

Мулла читает суру из Корана над засыпанной могилой. Мертвые цветы и венки нельзя оставлять на могиле мусульманина. Так же, как и в православии, после похорон проходят поминальные обеды, только они устраиваются несколько чаще — на третий, седьмой и сороковой дни после захоронения. Но для поминок не готовят особых кушаний, а ставят на стол еду, которая подается в любой день.

Мусульман хоронят только на мусульманской части кладбища или на специальном кладбище для приверженцев этой веры, и на памятниках в этой части погоста не встретишь ни одной фотографии, так как они запрещены. Также на мусульманских похоронах не встретишь женщин, так как погребением занимаются исключительно мужчины, а женщины навещают могилу на следующий день после похорон.

В отличии от православной веры, на могиле мусульманина нельзя громко рыдать или причитать, на поминках тоже сохраняют молчание, хотя могут быть разрешены тихие разговоры.

После закрытия могилы все, кто присутствовал на похоронах, тут же покидают погост, оставляя только одного человека, который должен прочитать Талкин.

На могилах, по мусульманским канонам, не ставят больших памятников. Памятник должен содержать только необходимую информацию о покойном — даты рождения и смерти, и имя усопшего. В настоящее время на многих мусульманских кладбищах устанавливаются помпезные памятники и монументы, но фотографий нет даже на них.

В наборе мусульманских обычаев существует и такой — каждый, знающий самого покойного или его семью, должен поддержать родственников речью. Но нельзя делать это слишком поздно, исключение делается для мусульман, которые находились в пути или другом месте и не знали о смерти человека.

Похороны высоко в горах

Самое сложное — это похоронить умершего там, где нет возможности выкопать могилу, а точнее высоко в горах. На твердых скалах невозможно сделать яму, и по этой причине многих тибетских буддистов хоронят далеко от поселений.

Лама читает молитву над умершим, после чего покойного специальным ножом разрезают на части и разбрасывают по горному склону.

Птицы, которые питаются падалью, объедают все мясо с костей. Буддисты считают, что все должно быть подвержено круговороту в природе, то есть даже тело умершего должно послужить пищей для других существ, населяющих планету.

Похороны в море

Не все страны имеют такую площадь, на которой можно устраивать кладбища. Особенно это касается островных стран. Поэтому жители таких государств хоронят своих близких в море или подвергают кремации.

Колумбарии также есть не во всех странах, а только в высокоразвитых государствах. Но даже в случае наличия места для установки урны, многие островные жители распыляют прах покойного в море.

Не только о религии

Кроме похорон по какой-либо вере, есть и похороны военнослужащих и моряков, которые также проходят по особым канонам.

Некоторые военнослужащие удостаиваются чести быть похороненными со всеми воинскими почестями. Для организации похоронной процессии назначается почетный караул, который несет флаг без чехла, с траурной лентой.

Гроб накрывают флагом, а в похоронной процессии участвует военный оркестр, который в момент опускания гроба в могилу играет гимн страны. Когда вся процессия двигается к могиле, караул несет за гробом ордена и медали покойного, а сам гроб везут на специальной машине или оружейном лафете.

После произнесения всех речей, над могилой производится троекратный залп холостыми патронами.

При похоронах моряка на крышку гроба укладывают кортик и ножны в скрещенном состоянии, и только потом могила закапывается.