Ошо жизнь и смерть читать онлайн. Ошо о смерти

Место смерти:

Ча́ндра Мо́хан Раджни́ш ( चन्द्र मोहन रजनीश , иногда ошибочно «Раджанеш» , - ) - известный религиозный деятель, основатель мистического , с начала семидесятых более известен как Бхагва́н Шри Раджни́ш ( भगवान श्री रजनीश ) и позднее как Ошо ( ओशो ) или Равшан ( गोहनीश्र ). Во многих странах последователей Ошо относят к .

Биография

Родился Чандра Мохан Джеин ( चन्द्र मोहन जैन ) года в маленькой деревне Кушваде (штат , центральная ) в семье торговца тканями. Первые семь лет воспитывался в семье родителей матери.

«Это было подобно взрыву. Той ночью я стал пустым, а потом наполнился. Я прекратил быть и стал самим бытием. Той ночью я погиб и родился заново. Но тот, кто родился, не имел ничего общего с тем, кто умер. Не было никакой связи. На вид я не изменился, но между мной прежним и мной новым не было ничего общего. Гибнущий гибнет до конца, от него ничего не остается».

В 60-ых годах, под именем Ачарья Раджниш ( आचार्य ачарья - учитель, Раджниш - прозвище , данное ему в семье ), путешествовал по Индии, критикуя и . В 1962 году, он начал возглавлять 3-10 дневные медитационные лагеря. В году, он оставил преподавательскую деятельность.

Пребывание в США 1981-1985

Последователи Ошо купили за 5,75 миллионов долларов США ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне, на территории которого было основано поселение Раджнишпурам (ныне - Антелопе). В августе Ошо переехал в Раджнишпурам, где жил в в статусе гостя коммуны.

За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла. Так, на устраиваемый там фестиваль в 1983 г приехало около 3000, а в 1987 - около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В городе появилась школа, почта, пожарное и полицейское управления и транспортная система из 85 автобусов.

В это же время обострились противоречия с местными властями относительно разрешений на строительство , а также в связи с призывами к насилию со стороны жителей коммуны. . Они усиливались в связи с заявлениями секретаря и пресс-секретаря Ошо Ма Ананд Шелла. Сам Ошо до продолжал пребывать в молчании и был практически изолирован от жизни коммуны. Управление коммуны переняла Шелла.

Внутри коммуны также усиливались внутренние противоречия. Многие последователи Ошо, не согласные с режимом, установленным Шелла, покинули её . Столкнувшись с трудностями, правление комунны во главе с Шелла использовало и уголовные методы. Так, в 1984 в еду нескольких ресторанов соседнего городка The Dallas были добавлены для проверки, можно ли повлиять на результаты предстоящих выборов путём снижения числа людей, имеющих право голоса. По приказу Шелла были также отравлены личный врач Ошо и два сотрудника орегонских ведомств. Врач и один из сотрудников тяжело заболели, однако в конце-концов поправились.

После того, как в сентябре 1985 Шелла и её команда в спешном порядке покинули коммуну, Ошо созвал пресс-конференцию, на которой сообщил информацию об их преступлениях и попросил прокуратуру инициировать расследование. В результате расследования Шелла и многие её сотрудники были задержаны, а позже - осуждены. Несмотря на то, что сам Ошо не участвовал в преступной деятельности , его репутации (особенно на Западе) был нанесён значительный урон .

23 октября 1985 федеральный суд присяжных на закрытом заседании рассмотрел обвинительное заключение против Ошо в связи с нарушениями иммиграционного законодательства. 28 октября 1985 после перелёта в Ошо был задержан без ордера на арест (на этот момент обвинение ещё не было официально предъявлено), мотивируя это попыткой Ошо покинуть США. По этой же причине Ошо отказали в праве выхода под залог. По совету своих адвокатов Ошо подписал Alford plea - документ согласно которому обвиняемый не признаёт себя виновным, однако соглашается с тем, что существуют доказательства, достаточные для его осуждения. В результате Ошо был условно осуждён и депортирован из США.

В ноябре 1987 Ошо заявил, что в течении 12 дней, которые он пробыл в тюрьмах США, он подвергался от , на котором он спал и был отравлен .

Учение Ошо

В изложении взглядов Ошо об истинной природе человека и методах обращения к ней следует быть очень бдительным и осознанным; Раджниш не писал книг, а своё учение передавал в виде бесед, всякий раз обращённых к конкретной аудитории или даже к конкретному человеку. Неудивительно, что при подобной - контекстной - подаче часть материала всякий раз оказывалась оформлена по-новому, а в некоторых беседах можно обнаружить значительное отличие от прежде сказанного - например, одному человеку Ошо мог сказать: «Мир статичен», а другому - «Мир постоянно меняется!». Таким образом он пытался привести человека в "точку равновесия", чтобы он не был однобоким, всегда находился в поиске. Многих людей ставят в тупик противоречия в беседах Ошо. Вот, что говорит он по этому поводу: "Мои друзья удивляются: "Вчера ты говорил одно, а сегодня - другое. Чего же нам слушаться?" Я могу понять их недоумение. Они ухватились только за слова. Разговоры не представляют для меня никакой ценности, только пустоты между произносимыми мной словами - вот, что ценно. Вчера я распахнул двери к моей пустоте при помощи одних слов, сегодня я открываю их, прибегая к другим словам. Та пустота, которая проявляется между словами, - вот что для меня важно. Двери могут быть деревянными, золотыми, серебряными; может, их украсили узорами из листьев и цветов. Будут они простыми или орнаментированными - все это не имеет значения. Лишь открытая дверь, то пустое пространство имеет значение. Для меня слова - лишь инструмент, помогающий открыть пустоту."

Ошо о Радости

Пение, пляска - это, несомненно, язык радости, но можно выучить язык, не узнав радости. Этим и занимается все человечество: люди учатся только жестам, пустым жестам.

"- В чем причина твоей радости. Учитель?" эту цитату Ошо разьясняет так - У радости нет причины, у радости не может быть причины. Если у радости есть причина, это вообще не радость; радость может, быть только беспричинной, необусловленной. Есть причина у болезни, но у здоровья?.. Здоровье естественно. Спросите доктора: "Почему я здоров?" - он не ответит. Он может ответить на вопрос: "Почему я болен?" - ибо у болезни есть причина. Он может диагностировать эту причину, определить, почему вы больны, но никто не может найти причину, по которой человек здоров. Здоровье естественно, здоровье - это то, как должно быть. Болезнь - это то, как не должно быть. Болезнь означает, что что-то не так. Когда все в порядке, человек здоров. Когда все сонастроено, человек здоров, тут нет никакой причины. "

Ошо-движение

Раджниш совершенно неодобрительно относился к любым объединениям, в том числе и религиозным, и неоднократно предостерегал своих последователей от создания организаций по типу «следования»; он рекомендовал, в случае своей смерти, незамедлительно отправиться на поиски «живого Мастера».

Однако это предписание не было выполнено, и после ухода Мастера «новая саньяса» организовала множество ошо-центров по всему миру; наиболее известным из них является «медитационный курорт» в Пуне, Индия. В центрах проводятся групповые медитации - разработанные как Раджнишем, так и его учениками.

Последователи Ошо в России

  • С началом перестройки были переведены и изданы многие книги Ошо на русском языке.

Источники

Ссылки

  • Просветление Ошо
  • Ошо (рус.)
  • Русский Ошо портал Вся информация про Ошо на русском языке.
  • Все книги Ошо одним файлом Библиотека Koob.ru
  • Все книги Ошо на русском языке в Библиотеке сайта Индостан. Ру
  • Библиотека Лотоса (ru) Более 50 книг доступно в электронном виде.
  • 116 книг + 4 уникальных, 42 фильма (9 двд), 221 фото Ошо большого размера.
  • Библиотека Ошо (ru) Более 90 книг в электронном формате.
  • Книги Ошо для карманных компьютеров. (ru) Около 40 книг.
  • Osho RebelliousSpirit.com (en) Медитации Ошо в разных уголках планеты. Саньяс журнал. Каталог Ошо сайтов.
  • Ошо Дзен Таро (онлайн гадание) - всеобъемлющая игра Дзен. Бхагаван Шри Раджниш (ОШО). Биографии, книги, фотографии. (рус.)
  • Ошо - фотографии, книги, всё про Ошо. (рус.)
  • Ошо форум (форум об Ошо, медитации и внутреннем поиске) (рус.)

Критика

  • Глава 11 из книги А.Л. Дворкина "Сектоведение" , посвященная в частности культу Ошо Раджниша
  • Культ Раджниша (Ошо) в справочнике Новосибирского центра по вопросам сектантства во имя св. Александра Невского

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Ошо Раджниш Жизнь после? Практика Трансерфинга. Искусство жить и умирать (количество томов: 3) Жизнь после? Научные доказательства бессмертия души. Если бы мы не испытывали такой страх при мысли о смерти, если бы были уверены в том, что наше «Я» будет продолжать свой путь после гибели… - Весь, (формат: 84x108/32, 288 стр.) - 2017
    806 бумажная книга
    Ошо Раджниш Дзэн – л e гкость бытия. Смерть эго – это жизнь в любви Ошо, известный также как Багван Шри Раджниш - просветленный мастер нашего времени. "Ошо" означает "подобный океану", "благословенный" . Перед вами сборник философ c ких бесед Ошо по докам мастера… - ИПЛ, (формат: 60x90/16, 304 стр.) 2016
    199 бумажная книга
    Ошо Голубая книга медитаций. Практическое руководство к медитациям Ошо `Голубая книга медитаций` - это та самая волшебная палочка, которая спасет вас в дни усталости, депрессии и апатии. В книге вы найдете более 40 техник и медитаций, открывающих двери к источнику… - ВЕСЬ, (формат: 60x90/16, 304 стр.) Путь мистика 2016
    367 бумажная книга
    Ошо Глиняные лампы: 60 притч и рассказов, которые зажгут твое сердце. Терапия Ошо. Книга Мирдада (количество томов: 3) "Глиняные лампы: 60 притч и рассказов, которые зажгут твое сердце" . Эта книга - единственная в своем роде. Ошо написал ее сам. Он не только вел духовные лекции, но и сочинял короткие рассказы и… - Весь, (формат: 84x108/32, 288 стр.) - 2017
    853 бумажная книга
    Ошо Искусство жить и умирать Аннотация Искусством жить овладел лишь тот, кто избавился от страха смерти. Такова позиция Ошо, и, согласитесь, зерно истины здесь есть: ведь вы не можете наслаждаться жизнью во всей ее полноте, если… - ВЕСЬ, (формат: 84x108/32, 288 стр.) Библиотека отцов и учителей церкви 2014
    236 бумажная книга
    Ошо Неведомое путешествие В этой книге - серия бесед Ошо о путешествии, в которое пускается человек с приходом смерти. "Иногда это может выглядеть безумным - что человек должен отбросить все привязанности, даже привязанность… - Астрель-СПб, АСТ, (формат: 84x108/32, 288 стр.) 2009
    127 бумажная книга
    Ошо Неведомое путешествие. За пределы последнего табу В этой книге - серия бесед Ошо о путешествии, в которое пускается человек с приходом смерти. `Иногда это может выглядеть безумным - что человек должен отбросить все привязанности, даже привязанность… - ИГ "Весь", (формат: 84x108/32, 288 стр.) 2005
    350 бумажная книга
    Ошо Раджниш Игра жизни. Искусство жить и умирать. Главное заблуждение человечества (количество томов: 3) Игра жизни. Таро в духе дзен. Мудрецы дзен говорят, что будущее развивается из нынешних событий, идей и взглядов, и предсказать его нельзя. Согласитесь, здравое зернов этом есть: невозможно составить… - Весь, (формат: 84x108/32, 288 стр.) - 2014
    708 бумажная книга
    Ошо Стать собой. Путь к самопознанию Эта книга - послание Ошо современным людям о том, как стать индивидуальностью. `Будь собой - хорошо это или плохо, приемлемо или не приемлемо, престижно или не престижно`, - говорит Ошо. Эта книга… - ИГ Весь, (формат: 76x108/32, 160 стр.) Уроки жизни

    Смерть - самый неправильно понимаемый феномен. Люди думают о смерти как о конце жизни. Это первое основное непонимание.

    Смерть - это не конец, но начало новой жизни. Да, это конец чего-то, что уже умерло. Это так же кульминация того, что вы называете жизнью, несмотря на то, что только немногие знают, что такое жизнь. Они живут, но они живут в таком неведение, что они никогда не встретятся со своей собственной жизнью. И, это невозможно для этих людей узнать свою собственную смерть, потому, что смерть потрясающее переживание их жизни, и начало переживания другой. Смерть - это дверь между двумя жизнями; одна закончилась - позади, другая ждет - будущая.

    Нет ничего ужасного в смерти; но человек, из-за его страха, сделал даже слово смерть, ужасным и непроизносимым. Людям не нравиться говорить об этом. Они не хотят даже слышать слово смерть.

    Страх имеет причины. Страх возникает, потому что всегда кто-то еще умирает. Вы всегда видите смерть снаружи, а смерть - переживание глубоко внутри существа. Это как наблюдать любовь снаружи. Вы можете наблюдать годами, но так и не будете знать, что такое любовь. Вы можете узнать проявление любви, но не саму любовь. Вы узнаете что-то о смерти.

    Но только проявление на поверхности - дыхание остановиться, сердце остановиться, человека, который разговаривал и гулял, больше нет здесь: Труп лежит вместо живого тела.

    Это только внешние признаки. Смерть перемещает душу из одного тела в другое, или в случае, когда человек полностью осознан, из одного тела в тело всей вселенной. Это великое путешествие, но вы не можете знать это снаружи. Снаружи только признаки, которые доступны; и эти признаки создают людям страх.

    Те, кто знают смерть изнутри, избавились от страха смерти.

    Osho, Zarathustra: A God That Can Dance , Talk № 16

    Смерть - это не конец жизни

    Мои санньясины празднуют смерть тоже, потому что для меня смерть не конец жизни, но кульминация жизни, наивысший ее пик. Это окончательный результат жизни. Если вы жили правильно, если вы жили от момента к моменту тотально, если вы выжали все соки жизни, тогда ваша смерть будет потрясающим оргазмом.

    Сексуальный оргазм не сравнить с оргазмом, который приносит смерть, но это приходит только к тому человеку, который знает искусство тотальности. Сексуальный оргазм очень слабый в сравнении с оргазмом, который приносит смерть.

    Osho, Come, Come, Yet Again Come , Talk №2

    Все боятся смерти

    Все бояться смерти по одной причине, - мы не попробовали еще жизнь. Человек, который знает, что такое жизнь, никогда не боится смерти, он приветствует смерть. Когда бы смерть ни пришла, он обнимает смерть, он принимает смерть, он приветствует смерть, он воспринимает смерть как гостя. Человеку, который не знает, что такое жизнь, смерть это враг; а человеку, который знает что такое жизнь, смерть это величайшая кульминация жизни.

    Но каждый боится смерти, это заразительно. Ваши родители боятся смерти, ваши соседи боятся смерти. Маленькие дети начинают заражаться этим страхом вокруг. Все бояться смерти. Люди так же не хотят говорить о смерти.

    В мире есть только два табу: секс и смерть. Это очень странно, почему секс и смерть были этими двумя табу, о которых не говорят, избегают. Они глубоко связаны. Секс представляет жизнь, потому что жизнь возникает из секса, а смерть представляет конец. И оба являются табу - не говорите о сексе и не говорите о смерти.

    Osho, Walking in Zen, Sitting in Zen , Talk №12

    Если смерть исчезнет, не будет тайны в жизни

    Религиозный человек, мистик, пытается исследовать тайну смерти. Исследуя тайну смерти, он неминуемо приходит к пониманию, что такое жизнь, что есть любовь. Это не его цель. Его цель - постигнуть смерть. Потому что, кажется, что нет ничего более загадочного, чем смерть. Любовь является загадкой из-за смерти, и жизнь так же является загадкой из-за смерти.

    Если смерть исчезнет, не будет тайны в жизни. Именно поэтому в мертвой вещи нет никакой тайны, в трупе нет никакой тайны, потому что еще раз он не может умереть. Вы думаете, нет никакой тайны, потому что жизнь исчезла? Нет, в нем нет никакой тайны, потому что теперь он не может больше умереть. Смерть исчезла, и со смертью автоматически исчезает жизнь. Жизнь - это только один из способов выражения смерти.

    Osho, The Dhammapada: The Way of the Buddha , Vol. 4, Talk №7

    Внутри вас некому умирать

    Люди не бояться смерти, они бояться потерять свою обособленность, они боятся потерять свое эго. Как только вы начинаете чувствовать себя отдельными от существования, страх смерти возникает, потому что тогда смерть, кажется, опасной. Вы больше не будете отдельными; что случится с вашим эго, с вашей личностью? Вы выращивали свою личность с такой заботой, с таким огромным усилием, вы шлифовали ее всю свою жизнь, а смерть придет и разрушит ее.

    Если вы понимаете, если вы видите, если вы можете чувствовать и пережить, что вы не разделены с существованием, что вы с ним едины, весь страх смерти исчезнет, потому нет никого, чтобы умереть в вас. Во-первых, нет никого вообще, существование живет в вас.

    Osho, The Guest , Talk №1

    Ваша смерть покажет, как вы жили

    Человек, который прожил свою жизнь тотально, интенсивно, страстно, без страха - без страха, который был создан в вас священниками в течение многих столетий - если человек проживает свою жизнь без страха, подлинно, спонтанно, смерть не создаст в нем страха, вообще. Фактически смерть придет как великий отдых. Смерть будет как окончание цветения жизни. Смерти он тоже сможет порадоваться; он сможет и смерть праздновать.

    И помните, это и есть критерий. Если человек может радоваться и праздновать свою смерть, это показывает, что он жил правильно; нет другого критерия. Ваша смерть будет показывать, как вы прожили свою жизнь.

    Osho, Philosophia Perennis , Vol. 1, Talk № 9

    Смерть - кульминация жизни

    Величайшая тайна в жизни - не сама жизнь, а смерть. Смерть - кульминация жизни, завершение цветения жизни. В смерти подводиться итог всей жизни, в смерти вы прибываете в пункт назначения. Жизнь - это путешествие к смерти. Уже с самого начала смерть приближается. С момента рождения смерть начинает приближаться, вы начинаете двигаться к смерти.

    И самое ужасное - это то, что человеческий ум против смерти. Быть против смерти, значит упустить величайшую тайну. И быть против смерти также значит, что вы упускаете саму жизнь - потому, что они связаны друг с другом, они не являются двумя отдельными частями. Жизнь - это рост, смерть - это ее цветение. Путешествие и цель не разделены, путешествие заканчивается, когда вы подошли к цели.

    Osho, The Revolution , Talk № 9

    Смех - это Дзен-подход к смерти

    Каков Дзен-подход к смерти?

    Смех. Да, смех - это Дзен-подход к смерти, и к жизни тоже, потому что, жизнь и смерть не отделены. Как вы относитесь к жизни, так вы будете относиться к смерти, потому что смерть приходит как наивысший расцвет жизни. Жизнь существует для смерти. Жизнь существует посредством смерть. Без смерти жизни не было бы вообще. Смерть это не конец, но кульминация, крещендо. Смерть не враг, она друг. Она делает жизнь возможной.

    Osho, This Very Body the Buddha , Talk № 8

    Смерть - это великий разоблачитель

    Все возвращается к своему истинному источнику,должно возвратиться к своему истинному источнику. Если вы понимаете жизнь, вы понимаете смерть тоже. Жизнь это забывание истинного источника, а смерть это снова вспоминание. Жизнь выходит из истинного источника, смерть возвращает домой. Смерть не ужасна, смерть красива. Но смерть красива только для того, кто живет свою жизнь свободно, непринужденно, неподавленно.Смерть красива только для тех, кто живет свою жизнь красиво, кто не боится жизни, кто был смелым, чтобы жить - кто любил, кто танцевал, кто праздновал.

    Смерть становиться наивысшим празднованием, если ваша жизнь была празднованием. Позвольте мне сказать вам так: какой бы ни была ваша жизнь, смерть покажет только это. Если у вас была несчастная жизнь, смерть покажет несчастье. Смерть - великое разоблачение. Если вы были счастливы в вашей жизни, смерть покажет счастье. Если вы прожили свою жизнь только в физическом комфорте и физических удовольствиях, тогда конечно, смерть будет очень не комфортной и неприятной, потому что тело должно быть оставлено. Тело только временное жилище, сарай в котором вы остаетесь на ночь и должны оставить утром. Это не твое постоянное убежище, это не твой постоянный дом.

    Osho, The Art of Dying , Talk № 1

    Это может случиться в любой момент

    Человек, который думает, что смерть - против жизни, никогда не сможет быть ненасильственным. Это невозможно. Человек, который думает, что смерть враг, никогда не может быть спокойным, дома. Это невозможно. Как вы можете быть спокойными, когда враг поджидает вас в каждый момент? Он может прыгнуть на вас и уничтожить вас. Как вы можете не напрягаться, когда смерть ждет за углом и тень смерти всегда подстерегает вас? Это может случиться в любой момент. Как вы можете отдыхать в присутствии смерти? Как вы можете расслабиться, когда смерть здесь? Как вы можете расслабиться? Враг не позволит вам расслабиться.

    Отсюда напряженность, беспокойство, страдания человечества. Чем больше вы боретесь со смертью, тем больше вы находитесь во власти беспокойства, вы обречены на это. Таковы естественные следствия этого.

    Osho, Living Tao , Talk № 1

    Ваше внутреннее экзистенциальное состояние - это смерть

    Да, ваше внутреннее экзистенциальное состояние - это смерть. Вы можете попытаться спрятать это и можете попытаться это игнорировать, но ваше внутреннее экзистенциальное состояние - это смерть. Каждый момент смерть трясет вас, каждый момент смерть резонирует внутри вас. Ваше тело быстро движется к своей смерти. С каждым моментом смерть становится немного ближе, и везде за вами наблюдает смерть. Вы видите старика и это напоминает вам о смерти; вы видите разрушенный дом, и память смерти взбудораживает вас; увядшего цветка достаточно, чтобы принести аромат смерти, высох фонтан - снова это смерть взглянула на вас. Оглянитесь по сторонам. Смерть преобладает, и от этого вы трясетесь.

    Osho, Nowhere To Go But In , Talk № 1

    Почему мы боимся смерти?

    Почему вы цепляетесь за жизнь и почему вы боитесь смерти? Вы, возможно, не думали об этом. Причина, почему вы цепляетесь за жизнь и почему вы боитесь смерти является совсем непостижимой. Мы так цепляемся за жизнь, потому что мы не живые по-настоящему. А время проходит, и смерть подходит все ближе и ближе. И мы боимся приближающейся смерти, а мы еще не жили.

    Из-за этого страх: смерть придет, а мы еще не жили. Мы только готовимся к жизни. Ничего не готово; жизнь не случилась. Мы не познали экстаза жизни; мы не познали ее блаженство; мы ничего не познали. Мы только вдыхаем и выдыхаем. Мы просто существуем. Жизнь была только надеждой, а смерть подходит ближе. И если жизнь еще не случилась и смерть случиться до нее, конечно, безусловно, мы будем бояться, потому, что мы не хотели бы умирать.

    Только человек, который жил, действительно жил, готов приветствовать, воспринимать, благодарить смерть. Тогда смерть - не враг. Тогда смерть становиться завершением.

    Osho, The Supreme Doctrine , Talk № 9

    Жизнь окружена с двух сторон смертью

    Рождение ведет к смерти, смерть предшествует рождению. Итак, если вы хотите увидеть жизнь, такой реальной как есть, она окружена с двух сторон смертью. Смерть есть начало и смерть есть снова конец, и жизнь только иллюзия между. Вы чувствуете жизненность между двумя смертями; переход, связывающий одну смерть с другой, мы называем жизнью. Будда сказал - это не есть жизнь. Эта жизнь есть дуккха - страдание.

    Вот почему она проявляется в нас как глубокий гипнотический транс жизни, одержимый стать живым, каким бы то ни было способом, как отрицание жизни. Для нас ощущение, что мы живые, приходит в конце. Мы так боимся смерти, поэтому то, что Будда казался влюбленным в смерть, выглядит ненормальным. Он производил впечатление самоубийцы. Именно за это многие критиковали Будду.

    Osho, The Book of Secrets , Talk №24

    Начните осознавать смерть

    Для меня, быть человеком, значит осознавать смерть. Я не говорю, начинайте бояться смерти; это не осознанность. Просто осознавайте факт, что смерть подходит все ближе и ближе и вы должны быть готовы для этого…

    Итак, во-первых: начните осознавать смерть. Думайте о ней, смотрите на нее, размышляйте о ней. Не бойтесь, не избегайте этот факт. Она существует, и вы не можете убежать от нее. Она вместе с вами вошла в существование.

    Ваша смерть рождается с вами; сейчас вы не можете убежать от нее. Вы спрятали ее в себе - начинайте осознавать ее. Момент, когда вы становитесь осознаны, что вы идете к смерти, что смерть неизбежна, ваш ум тотально начнет смотреть в другом направлении. Еда - это основная потребность тела, но не существа, потому что даже если вы получите питание, смерть произойдет. Еда не защитит вас от смерти, еда может только отсрочить. Еда может помочь отсрочить. Если вы получите хорошее жилище, хороший дом, это не защитит вас от смерти: это только поможет вам умереть удобно, комфортно. И смерть, комфортная или не комфортная, все равно смерть.

    В жизни вы можете быть бедным или богатым, но перед смертью все равны. Величайший коммунизм - это смерть. Как бы вы ни жили, не имеет значение; умирают все. В жизни равенство невозможно; в смерти невозможно неравенство. Начните это осознавать, созерцать.

    Osho, The Book of Secrets , Talk № 23

    Каждый должен пройти через дверь смерти

    Смерть важнее жизни. Жизнь - это нечто тривиальное, поверхностное, смерть глубже. Через смерть вы идете к реальной жизни, а через жизнь вы только достигаете смерти и ничего больше.

    Что бы мы ни говорили и не подразумевали под жизнью, она - это всего лишь путешествие к смерти. Если вы сможете понять, что вся ваша жизнь - это только путешествие и ничего больше, тогда вас меньше интересовала бы жизнь и больше бы интересовала смерть. И когда кто-то начинает интересоваться больше смертью, он сможет идти очень далеко в глубины жизни, иначе он будет продолжать оставаться на поверхности.

    Но мы не интересуемся смертью вообще; напротив, мы избегаем факты, мы продолжаем избегать факты. Смерть здесь, в любой момент мы можем умереть. Смерть не что-то далекое, это здесь и сейчас: мы умираем. Но в тоже время умирая, мы продолжаем интересоваться жизнью. Этот интерес к жизни, этот повышенные к ней интерес, есть избегание, есть страх. Смерть там, глубоко внутри - прорастает.

    Измените акцент, поверните ваше внимание. Если вас стала интересовать смерть, впервые жизнь по-настоящему проявит себя, потому что момент, когда вы воспринимаете смерть спокойно, вы поймете жизнь, что невозможно умереть. В момент, когда вы признаете смерть, вы узнаете, что жизнь вечна.

    Смерть - это дверь с поверхности жизни, так называемой жизни, обыденной. Это дверь. Если вы пройдете через дверь, вы достигните другой жизни - более глубокой, вечной, без смерти, бессмертной. Итак, из так называемой жизни, которая на самом деле ни что иное, как умирание, человек должен пройти через дверь смерти; только затем человек достигнет жизни, которая является действительно экзистенциальной и живой, и не несущей смерть.

    Osho, Meditation: The Art of Ecstasy , Talk № 11

    Нет большей лжи, чем смерть

    Первое, что я бы хотел сказать о смерти - нет большей лжи, чем смерть. И все же смерть кажется правдой. И это не только кажется правдой, но так же кажется основной правдой жизни - и кажется, как будто вся жизнь окружена смертью. Забываем ли мы о смерти, либо не обращаем на нее внимание, смерть сопровождает нас на каждом шагу. Смерть даже ближе к нам, чем наша собственная тень.

    Наши жизни были выстроены на основе нашего страха смерти. Страх смерти создан обществом, семьей и друзьями. Страх смерти заставил нас стремиться к деньгам и из честолюбия занимать высокие посты. И самое удивительное из всего этого, что наши боги и наши храмы также появились из нашего страха смерти. Боязнь смерти, заставляет людей молиться на коленях. Боязнь смерти заставляет людей молиться богу со сложенными руками, поднятыми к небу. И нет ничего более фальшивого, чем смерть. Именно поэтому все представления о жизни, созданные нами на основе веры в правдивость смерти, стали ложными.

    “Пока мы не узнаем это, наш страх смерти никуда не денется. Пока мы не узнаем о ложности смерти, наши жизни будут оставаться ложными. Пока есть страх смерти, не может быть подлинной жизни. Пока мы трясемся от страха смерти, у нас нет способности проживать наши жизни. Человек может жить, только если тень смерти навсегда исчезнет. Как может жить испуганный и трясущийся ум? И когда смерть приближается с каждой секундой, как возможно жить? Как мы можем жить?

    Osho, And Now and Here , Talk № 1

    Москва 2002 г.

    ББК 84,5 ИД 096

    096 Жизнь и смерть.

    Москва, «Нирвана», 2002, 320 с. ISBN 5-94726-004-2

    Ошо, известный также как Багван Шри Раджниш - просветленный мастер нашего времени. «Ошо» означает «подобный океану», «благословенный» .

    Книга «Жизнь и смерть» представляет собой цикл бесед Ошо о смерти в медитационном лагере в индийском городе Дварка.

    «...Если смерти нет, тогда мы на самом деле не никогда умираем, осознаем мы правду или нет. Мир не состоит из тех людей, которые умирают, и тех людей, которые не умирают. Нет, это не так. В этом мире никто никогда не умирает. Однако есть два вида людей. Первые знают о том, что смерти нет, а вторые не знают. И это единственное различие».

    «Прежде всего, вам нужно понять, что победа над смертью не предполагает завоевание смерти. Победа над смертью просто означает, что вы узнаете о том, что смерти нет. Знание о том, что смерти нет, - вот что значит ее завоевание. Не нужно завоевывать смерть. Как только человек узнает о том, что смерти нет, сразу же прекращается наша битва со смертью с ее бесконечными поражениями».

    Предисловие

    Я помню, как в первый раз осознал, что мне когда-нибудь придется умереть. Мне тогда было девять лет, и я настолько перепугался, что у меня заболел живот и начался жар. Моя мама пыталась выяснить, что же я такое съел, что слег в постель. Я не мог ей признаться, что это было на самом деле. Я знал, что никто не мог мне помочь, никто бы не стал отрицать, что я когда-нибудь умру. Поэтому я просто лежал в постели и дрожал от страха до тех пор, пока некоторое время спустя страх наконец-то не оставил меня. Ушел он так же внезапно, как и пришел. Я не знал тогда, «то, возможно, каждый человек, которого я знал, носил в себе подобный страх. Никто никогда не говорил о смерти. Они думали, что отгородились от нее. Таким я и вырос: зажатым, недоверчивым, пугливым...

    Таковы все мы: смертные люди, мертвой хваткой цепляющиеся за все, что попадается нам на пути. В нашей жажде жизни мы коллекционируем вещи, людей, идеи. Мы привязываемся к умершим родным, мы тратим впустую время в поиске власти, мы гонимся за всем, что может нам дать чувство постоянства на этой земле. Но при этом мы проживаем жизнь только наполовину. Мы стали шизофрениками. Нам никогда не приходит в голову рассмотреть то, от чего мы бежим. Нам никогда не приходит в голову, что мы вообще от чего-то бежим...

    Осенью 1969 года Бхагван Шри Раджниш прочитал серию лекций в медитационном лагере в Дварка, индийском штате Гуджарат. Всем занятым поиском истины, которые собрались вокруг него, он рассказывал о жизни и смерти. Он говорил им, что единственным способом жить полноценно является пережить опыт смерти, принять смерть, проникнуть в нее, понять смерть во всех ее аспектах. Он проводил медитации, которые помогли им ощутить свое ничтожество. Он вынудил их искать в каждом тайном уголке их жизни и вселенной, чтобы обнаружить, как смерть танцует, рука об руку с жизнью, как ее партнер и как ее скрытое «я».

    В этой книге приведены данные лекции. Он говорит с тобой и со мной. Он дает нам ключ к жизни, показывает нам свидетеля, показывает божественное происхождение всех вещей и просит нас отбросить наши надежды, предвзятые мнения, желания и утонуть в его Океане.

    Его океан нам неизвестен, но нас все же подспудно влечет к нему. Мы можем ощутить его свежесть в дуновении бриза.

    Вспоминая о том эпизоде, когда мне было девять лет, я думаю о том, как было бы здорово, если бы кто-нибудь тогда сказал мне: да, это правда, ты действительно когда-нибудь умрешь.... И вместо того, чтобы отвернуться в страхе от этого вопроса, кто-то взял бы меня за руку и сказал: «Посмотри - вот смерть. Просто подружись с ней, открой ей все свое тело и душу. Умри для страха, который вызывает в тебе чувство отделенности, и тогда радость жизни вернется к тебе...»

    Как Он говорит нам: «... тот, кто научится искусству смерти, станет также экспертом в искусстве жизни...» Я знаю, что начинаю разбираться в этом, и понемногу учусь той необъятной свободе, которую это дает.

    Ма Кришна Гопа, М.М. (РИМУ), Сиддха

    Глава 1

    Нет большей лжи , чем смерть

    Мы освобождаемся от полученной нами информации. Одновременно мы испытываем триумф по поводу того, что узнали. Причиной наших неудач и поражений является только наше невежество. Основой поражения является тьма; когда есть свет, поражение невозможно - свет сам по себе означает триумф.

    Первое, что я хотел бы сказать вам о смерти, это то, что нет большей лжи, чем смерть. Несмотря на это, смерть кажется правдой. Она кажется не просто правдой, но кардинальной правдой жизни - такое впечатление, что вся жизнь окружена смертью. Забываем ли мы о ней или пренебрегаем ей, смерть везде остается рядом с нами. Смерть находится даже ближе к нам, чем наша тень.

    Мы даже строим нашу жизнь на основе страха смерти. Страх смерти создал общество, нацию, семью и друзей. Из-за страха смерти мы гонимся за деньгами, из-за него мы стали амбициозными и властолюбивыми. Как ни странно, наши боги и храмы тоже были созданы по причине страха смерти. Охваченные страхом смерти, некоторые люди молятся, стоя на коленях. Охваченные страхом смерти, некоторые люди молятся Богу, умоляюще протягивая руки к небу. В то же время ничто так не фальшиво, как смерть. Поэтому любая наша система жизни, основанная на вере в смерть, является ложной.

    Откуда можно узнать о том, что смерть фальшива? Откуда узнать, что смерти вообще не существует? До тех пор, пока мы не узнаем это, страх смерти будет оставаться. До тех пор, пока мы не узнаем, что смерть есть фальшь, наша жизнь также будет оставаться фальшивой. Пока существует страх смерти, не может быть истинной жизни. Пока мы дрожим от страха смерти, мы не способны как следует проживать свою жизнь. Жить могут только те, для кого тень смерти исчезла навсегда. Как может жить испуганный и дрожащий ум? Разве возможно жить, когда смерть приближается с каждой секундой? Как можно так жить?

    С каким пренебрежением мы бы ни относились к смерти, мы не сможем о ней забыть до конца. И при этом не важно, что мы размещаем кладбище за пределами города - смерть все равно проявит себя. Каждый день кто-то умирает; каждый день смерть добирается до кого-то, и она подрывает основу всей нашей жизни.

    Когда мы наблюдаем чью-то смерть, мы вспоминаем о своей собственной смерти . Когда мы плачем над умершим, мы плачем не только по нему, но также от осознания нашей собственной смертности. Причиной нашего страдания, боли и горя является не только чья-то смерть, но также вероятность нашей собственной смерти. Смерть другого человека представляет собой одновременно нашу собственную смерть. А когда мы окружены смертью со всех сторон, как мы можем жить? Так жить невозможно. Если жить так, мы никогда не узнаем, что такое жизнь - ее радость, ее красота, ее благословение. Если жить так, мы не сможем достичь храма Бога, высшей правды жизни.

    Храмы, которые были построены из-за страха смерти, не есть храмы Бога. Молитвы, которые были составлены из-за страха смерти, также не есть молитвы Богу. Только тот, кто переполнен радостью жизни, достигает храма Бога. Царство Бога исполнено радости и красоты, и колокола Божьего храма звонят только для тех, кто свободен ото всех страхов, для тех, кто бесстрашен. Из-за того, что нам нравится жить в страхе, это кажется трудным. Но такое невозможно - только одно из двух может быть правильным. Помните: если истинна жизнь, тогда смерть не может быть истинной, а если смерть истинна, тогда жизнь - это не более чем сон, ложь; тогда жизнь не может быть истинной. Эти две категории не могут существовать одновременно. Но мы держимся за обе. Такое чувство, что мы живы, и в то же время мертвы.

    Смерть - это одна из наиболее таинственных и все же наиболее обманчивых вещей в сущем. Каждый умирает, и все же я говорю вам: никто никогда не умирает. Смерть - это видимость, видимость извне. Вот почему умирает кто-то другой; вы не умираете никогда.

    А человек, который умирает, умирает только в глазах тех, кто находится извне, не в своих собственных глазах, - если он осознает; он просто движется от жизни к жизни, в конечном счете растворяясь во всем существовании.

    Каждая смерть напоминает вам, что вы здесь всего лишь на несколько Дней, возможно, завтра не наступит для вас. Конец все ближе и ближе с каждым днем, а после смерти - ничего, кроме неведомого мира, незнакомого - ни друзей, ни семьи, ни общества. Вы не знаете, что будет с вами, потому что вы всегда были в толпе. Смерть сделает вас одинокими.

    Поэтому только те, кто знают искусство быть одинокими, пока они живы, остаются сознательными, когда умирают; в противном случае шок настолько велик, что перед смертью девяносто девять процентов людей, а может и больше, лишаются сознания. А умереть бессознательно - это значит упустить такую великую возможность, потому что смерть открывает вам жизнь в ее полной наготе. Это один из самых значительных вопросов, какие только могут быть поставлены.

    Смерть не случайность. Это не так, что вдруг однажды, совершенно неожиданно, приходит смерть - и с вами покончено. Нет, смерть растет с вами, бок о бок, словно ваша тень. В день, когда вы были рождены, вы также и начали умирать.

    Смерть и жизнь - это два аспекта одной монеты, два колеса одной телеги. Вы становитесь так очарованы жизнью, что никогда не видите того, что смерть тоже растет с вами. Это рост: точно так же, как жизни потребуется семьдесят лет, чтобы подойти к своей кульминации, и смерти потребуется семьдесят лет, чтобы подойти к своей кульминации. Только в кульминации они встречаются. Они всегда двигались вместе, но в крещендо вашей жизни они даже не вместе - они одно.

    Те, кто хотят понять жизнь, должны понять и смерть. Те, кто не понимают смерти, никогда не смогут понять и жизни, но нас воспитали с таким огромным страхом смерти.

    Если вы боитесь смерти, вы не можете жить полноценно. Ваша жизнь всегда будет в тени смерти; она может прийти в любой миг, и вы беспомощны

    С этим ничего не поделаешь. Она приходит, не давая вам никакого уведомления, она приходит, как гость.

    Я употребляю слово «гость», потому что это слово использован" древними писаниями Востока; но на санскрите, который является первона-чальным языком, материнским языком для всех языков передовых стран, эквивалент слова «гость» - атитхи. Его смысл: «тот, кто приходит, не говоря об этом заранее». Титхи значит дата, атитхи значит «тот, кто приходит внезапно, не говоря вам даже даты».

    Жизнь - это школа. Вы должны вернуться, если вы не выучили урок. Если вы выучили его, вам не нужно возвращаться ни в какую клетку, ни в какое заключение; вы можете расширить ваше сознание до всего сущего. Это и есть истинный поиск религии: как освободить себя от всех своих оков и позволить себе быть во всем этом безграничном и вечном сущем.

    Лишь тогда вы будете петь по-настоящему, когда изопьете из реки молчания.

    Вы можете петь, даже не узнав молчания, но ваша песня будет поверхностной, бессодержательной, бессмысленной. Если вы испили от реки молчания, я называю это медитацией.

    Тогда от вас исходит песня - не ваша. Тогда вы всего лишь средство, а песня поется всей Вселенной. Тогда песня имеет глубину, бездонность, и достигает высоты, которую вы можете набирать все выше и выше - вечно.

    Лишь когда вы достигли вершины горы… Помните это выражение: Лишь когда вы достигли вершины горы, вы начали восхождение.

    Люди думают, что когда вы в долине, вы должны взойти на горную вершину; но настоящее восхождение начинается с горной вершины. Когда вы становитесь едины со Вселенной, тогда начинается ваша настоящая жизнь - ваш настоящий танец, ваша настоящая песня, ваш настоящий экстаз.

    И лишь тогда вы исполните свой подлинный танец, когда земля потребует к себе вашу плоть.

    Когда ваше тело возвратилось к земле, тогда только вы за пределами тисков гравитации, и ваш настоящий танец начинается.

    Все, что есть прекрасного и великого, - внутри Вас, - но в заточении. Вы это великолепие в заточении. Выходите из тюрем, и ваше великолепие покажет вам, что вы были спящим Богом; теперь вы пробужденный Бог.

    Когда суфийский мистик, Баязид, умирал, люди, кото¬рые собрались вокруг него, - его ученики - внезапно были удивлены, потому что, когда пришел его последний момент, он стал сияющим, ярко сияющим. У него была прекрасная аура. Баязид был красивым человеком, и его ученики всегда чувствовали ауру вокруг него, но никог¬да не видели ничего подобного. Такой сияющий!
    Они спросили:
    - Баязид, скажи нам, что с тобой случилось. Что с тобой происходит? Прежде чем уйти, дай нам свое по¬следнее послание.
    Он открыл глаза и сказал:
    - Бог приветствует меня. Я иду в его объятия. До свидания!
    Он закрыл глаза, и его дыхание прекратилось. Но в тот момент, когда его дыхание прекратилось, произошел взрыв света. Комната наполнилась светом, потом свет исчез.
    Если человек узнал трансцендентальное в себе, то смерть - не что иное, как еще одно лицо божественно¬го. Тогда в смерти есть танец.

    Ошо рассматривает жизнь и смерть как части одной высшей космической Жизни. При каждом вдохе мы живем, при каждом выдохе мы умираем, но и вдох, и выдох — говорит Ошо — гармонично взаимодействуют.

    Он утверждает, что мы начинаем умирать с самого рождения, с самого начала жизни мы приближаемся к смерти. Семя приводит к появлению цветка. Мы называем это ростом. Подобным образом, рождение приводит человека к смерти.

    Ошо обращает наше внимание на то, что смерть может наступить в любой момент; смерть находится здесь и сейчас.

    Жизнь и смерть неразделимы; они — две стороны одной медали.

    Ошо полагает, что смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. Тот, кто заявляет, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее потому, что наше эго не в состоянии принять свою смерть. А вот Ошо объясняет, что можно понять смерть, отказавшись признавать эго центром нашей жизни; центром нашей жизни является сознание. Смерть не в состоянии погубить наше сознание, оно вечно. Более того, смерть уничтожает эгоизм, что становится движущей силой в жизни человека.

    И здесь мы сталкиваемся с парадоксом смерти: с одной стороны, нет реальности выше реальности смерти, все в мире смертно. С другой стороны, нет ничего похожего на смерть в том смысле, что даже после смерти эго и физического тела наше сознание не погибает и продолжает жить.

    Можно ли познать смерть, не умирая?

    Ошо отвечает утвердительно. Для этого он рекомендует медитацию.

    Только в состоянии медитации можно понять, что такое смерть. Он так говорит:

    «Медитация и смерть — два очень похожих состояния. В смерти эго исчезает; остается только чистое сознание. В медитации происходит то же самое: эго исчезает, а остается лишь чистое сознание, твоя сущность. Сходство настолько велико, что люди одинаково боятся и смерти, и медитации. С другой стороны, тот, кто не боится медитации, не будет бояться и смерти.

    Медитация готовит тебя к смерти… она помогает тебе познать смерть, не умирая, Познав смерть без умирания, ты навсегда избавишься от страха смерти.

    Даже когда придет смерть, ты будешь молча наблюдать за ней, прекрасно осознавая, что она не в состоянии оставить на тебе даже царапину. Смерть лишит тебя тела, ума, но сам ты останешься невредимым. Ты принадлежишь бессмертной жизни».

    Свами Сатья Ведант

    (Доктор Васант Джоши)

    Магистр гуманитарных наук

    Доктор философии, университет Барода, Индия

    Доктор философии, Мичиганский университет, США

    Ректор университета Ошо, Пуна

    Часть первая: Смерть — Единственное, что в Жизни Гарантировано

    «Остановите Колесо!»

    Однажды неожиданно заболел мой дедушка, отец матери. Дедушке было еще рано умирать. Он был совсем не стар, он был даже моложе, чем я сегодня. Бабушке только исполнилось пятьдесят лет, она была на пике своей молодости и красоты.