Места силы. Куда ехать за исполнением желаний в Курской области

Если вам когда-нибудь придется попасть в длительную командировку в Курскую область, не расстраивайтесь: отнеситесь к вынужденной ссылке как к приятному путешествию. Пассажира, севшего в курский трамвайчик или пригородный автобус, ждут неожиданные приключения. Которые, возможно, помогут вам понять, почему в центральных городских кафешках висят крупные надписи: "Курск - самый луший город в мире".

Деревни и села Курской области мало отличаются от воронежских: те же дороги, тот же унылый частный сектор. Исключение составляет, пожалуй, поселок Свобода. на территории которого находится излюбленное место всех православных паломников, известное как Курская Коренная пустынь. Всего полчаса езды от Курска - и вы на месте.

Остановиться на ночлег можно в этом сооружении и на постоялом дворе, рядом с которым расположены кафе, рестораны, ярмарка и даже магазин, где продают корм для кошек и собак. Инфраструктуре поселка можно только позавидовать.

Чем известна Коренная пустынь? Мужским монастырем, который был полностью уничтожен в годы советской власти, а затем отстроен заново, родниками со святой водой и знаменитой иконой, более известной как "Знамение" Божией Матери. С многовековой историей обители вы можете ознакомиться в историко-культурном центре, расположенным рядом с монастырем. Там вы увидите редкие архивные фотографии маршала Константина Рокоссовского, прочитаете письма князя Шереметьева и военачальника Кутузова, почитавших святыню: долгое время икона была покровительницей русского воинства.

Икона-путешественница

Коренной Пустынь называется из-за явившейся здесь в 1295 году у корней дерева вяза чудотворной иконы "Знамение" Божией Матери, издревле называемой Курской. С появлением иконы из дерева забил источник воды. Со временем слава о чудотворной иконе дошла до Москвы. Царь Федор Иоаннович велел перенести ее для поклонения в Москву. А позже издал указ, в котором велел выстроить в месте явления иконы мужской монастырь Рождества Богородицы. Сама икона оставалась в столице до окончания "смутного времени" и вплоть до прихода на престол в 1613 году Михаила Федоровича Романова.


Такой чудотворная икона была до 1597 года

По многочисленным просьбам курян он распорядился перенести икону обратно, в Курск. Но перед "отъездом" велел украсить святыню золотым окладом, усыпанным жемчугом и драгоценными камнями. Из Москвы в Курск икону переносили крестным ходом. С тех пор постоянным "местом жительства" иконы стал Знаменский монастырь.


"Классический" список иконы

Саму икону взрывали: 8 мата 1898 года в Знаменском соборе Курска террористы -революционеры подложили к образу Богоматери бомбу. В результате взрыва треснула массивная стена, была уничтожена чугунная сень над иконой, ничего не осталось даже от мраморных ступеней, а в соборе треснули стекла. Но чудотворная икона осталась целой и невредимой - говорят, даже стекло в киоте не пострадало.


Более поздний список иконы

В 1919 году, с началом Гражданской войны, икону эвакуировали в Сербию. В Белграде в 1925 году для нее построили русскую Троицкую церковь. с этого времени Курская икона "Знамение" становится главной святыней Русского зарубежья. В 1944 году вместе с эмиграцией икона начинает путешествовать по Европе - святыня побывала в Вене, Мюнхене, Париже, Лондоне, Брюсселе. Приключения иконы закончились в США, неподалеку от Нью-Йорка, куда "эмигрантка" прибыла в 1951 году. Сейчас ее можно увидеть в нью-йоркском синодальном соборе "Знамение Божьей Матери".

Закрытые родники

Сама Курская Коренная пустынь расположена вблизи реки Тускари. С холма, на котором стоит монастырь, открывается живописный вид. В октябре 1923 года Пустынь была закрыта, а монастырская братия укрылась в землянках, терпя голод и холод. Монастырские ценности, в том числе уникальная библиотека - были разграблены. По кирпичику разобрали храмы обители, колокольня, ступеньки, ведущие к источнику, историческая часовня на корню, где была обретена икона. На месте храма Рождества Богородицы построили санаторий "Свобода". После Великой Отечественной войны в уцелевших монастырских строениях разместили ремесленное училище, позже ставшее сельскохозяйственным ПТУ.


Многочисленные паломники приезжают сюда не только для того, чтобы набрать святой воды в источниках, но и помолиться святому Серафиму Саровскому, чья скульптура стоит на территории монастыря.

В 1959 году курские коммунисты из исполкома Свободинского районного Совета депутатов трудящихся выпустили указ, который запрещал досуп населения к родникам Коренной пустыни.

"...организаторами паломничества к роднику в бывшую "Коренную пустынь" являются разного рода кликуши, юродствующие и другие сомнительные лица, которые используют родник для распространения суеверий и извлечения у населения больших денежных средств. Скопляясь у родников, люди, к тому же купающиеся в мелководной реке (Тускари- прим.авт.) и пользующиеся этими источниками, превращают их и прилегающую к ним территорию в очаг инфекции. Это создает в районе высокую инфекционную заболеваемость...", - говорилось в листовках, оглашавших приказ властей.

Курская Коренная пустынь была реабилитирована в 1989 году, то есть спустя 66 лет атеистического запрета. С тех пор обитель возрождается. В 1991 году Коренную пустыню посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который освятил первый возрожденный храм в бывшем трапезном корпусе.

Где находится: местечко Свобода Золотухинского района — 30 км от Курска.

Это первое, что придет на ум каждому курянину. Здесь была обретена Курская Коренная икона Знамения Божьей Матери. Напомним, ее обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.

В одном из преданий говорится об отряде татар, который напал на часовенку, где хранилась икона. Святой образ разрубили саблей на две части. Однако спустя какое-то время фрагменты сами собой срослись.

Еще одно из чудес — спасение от смертельной болезни Прохора Мошнина (будущего преподобного Серафима Саровского). Во время крестного хода начался сильный ливень, и шествие свернуло во двор Мошниных. Ребенка приложили к чудотворной иконе, после чего он пошел на поправку.

На территории Коренной пустыни находится более шестнадцати святых источников, исцеляющих от разных недугов. Все стекают в реку, воды которой, протекая по заповедным местам, считаются также целебными. Окунуться в ледяную воду непросто даже летом. В первые мгновенья захватывает дух. Но какое дивное чувство наступает при выходе из купальни! Словно заново родился на свет.

У матушки Мисаилы

Фото: Сайт о монахине Мисаиле

Где находится: кладбище деревни Муравлево в Курском районе — 30 км от Курска.

В деревне Муравлево Курской области жила великая провидица и молитвеница монахиня Мисаила (1854 — 1953 г). Пережив страдания сиротства с 6-летнего возраста, унижение и оскорбления, непосильную тяжесть труда, навязанное замужества, она чутко воспринимала людское горе, стремясь одарить людей добром и любовью, поддержать в трудную минуту.

В 32 года женщина решила уйти в монастырь, пешком добралась до Иерусалима. На святой земле увидела вещий сон: ее заливает водой, и какой-то голос говорит: «Вернись на родину, ты там нужна». При жизни к матушке ежедневно приезжали десятки человек из разных уголков страны. Старица безотказно помогала им советом. Ныне множество людей приезжают к её могилке. Монахиня Мисаила завещала, что каждый в молитве может обратиться к ней и получить помощь.

У кладбища построен храм. Недалеко от храма, на берегу Сейма, расположен святой источник и икона с купелью. Люди не раз отмечали чудотворную силу воды из этого источника.

В гости к старцу

Фото: wikimapia.org

Где находится: г. Рыльск, 120 км от Курска.

Святым местом считается Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, уже отметивший 500-летний юбилей. Именно здесь архимандрит Ипполит (1928-2002) стал известен как всероссийский старец. К нему съезжались за советом множество паломников. «Ипполит никому не отказывал, — говорят местные жители. — Бывало подходил к человеку и, не спрашивая, называл больные места. А прикоснется рукой — все проходило». Служители монастыря до сих пор помнят визит женщины с сыном, которому врачи поставили диагноз «СПИД». Старец начертил пальцем крест на его груди и отправил домой, заметив, что недуга у него больше нет. Позже это подтвердилось.

Старца похоронили возле алтаря Николаевского храма. Ежегодно в день смерти настоятеля в монастырь съезжаются сотни паломников — помянуть и приложиться к его могиле. Считается, что и она исцеляет.

Горнальский монастырь

Фото: Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

Где находится: Суджанский район — 25 километров от Суджи, 125 км от Курска.

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, основанный в 1672 году, славится Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери. Эта икона исцелила сотни людей. Известны случаи, когда рассасывались опухоли. Например, у одной женщины врачи обнаружили рак крови. Спустя какое-то время они развели руками — анализы оказались в норме. Икона часто помогает победить бесплодие. Писатель Федор Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в знаменитом романе «Братья Карамазовы».

Множество монастырей и храмов располагается на русской земле. Каждый из них несет в себе богатство русской духовности для православной веры.

Один из прекрасных обителей святого духа располагается в Курской области. Здесь в конце 16 века был заложен мужской монастырь, который вскоре начали именовать Курской Коренной Рождество-Богородичной мужской пустынью.

Вконтакте

Месторасположение

Обитель просветления и чуда расположилась в красивейшем месте, на правом берегу реки Тускарь. На карте России это Курская область (поэтому обитель в народе часто именуют Курско-Коренной. Впрочем, иногда называют ее и Коренская пустошь — но это неправильно).

Коренная пустынь находится по адресу Злотоухинский район, с. Свобода. Добраться до монастыря можно на маршрутном такси, которое отправляется с улицы Дубровинского.

История мужского монастыря от начала основания

По легенде в 1295 году на этом месте были густые непроходимые леса. Два охотника, следуя по следу зверя, наткнулись на странную доску, а перевернув ее, обнаружили икону.

И тут же из-под земли забил источник с родниковой водой. Охотники, решив, что это настоящая примета чудесного свойства этого места, оставили там знак. Позже они разнесли весть о диве всем людям.

Важно знать: по прошествии нескольких лет была отстроена на том самом месте деревянная часовня.

Постройка самого монастыря пришлось на сложное время. В тот исторический период Московская Русь была подвержена нападению крымских татар. Строительство шло очень медленно, ведь из-за трудных условий и отсутствия финансирования продвигать строительство было сложно. Однако здание был отстроено, датой основания монастыря считается 1597 год.

После кончины Ивана Грозного не осталось наследника. Наступило смутное время. Появилось множество претендентов на престол, один из которых Лжедмитрий захватил власть в стране и самолично воздвиг себя на престол. По его приказу главная чудотворная икона Богоматери была отдана в Москву.

Лжедмитрий

Там она пробыла до самого завершения тяжелого для России смутного времени. Возвратилась икона на свое место только в 1618 году. Это событие стало одним из поворотных моментов в истории. Оно было отмечено открытием новой церкви, которой дали имя «Рождества пресвятой Богородицы».

В 1634 году вновь наступило не лучшее время для России, монастырю опять пришлось претерпеть тяжкие невзгоды. После нападения на Курск поляков обитель была разорена. А уже в 1643 году был совершен новый набег на город крымскими татарами. Однако, несмотря на трудности, Курской пустыни удалось уцелеть.

Только в 1701 году этому месту было официально присвоено звание монастыря, и открыто общежитие для монахов. Кроме того было реконструировано множество других зданий. Спустя два года дошло дело до Рождество-Богородичного храма. Старое деревянное здание было заменено великолепным белокаменным зданием, имеющим два этажа.

Важно то, что здание сохранилось до наших дней.

Через семь лет, в 1708 году, строительные работы решили продолжать. Были возведены красивейшие святые врата и церковь с несколькими престолами. Одному дали название Преображение Господня, а второй посвятили Архистратигу Михаилу. В 1713 году основали церковь «Живописный источник».

Новая эпоха в строительстве открылась в 1860 году, когда было начато возведение великолепного собора, который получил название Рождества Пресвятой Богородицы. Однако совсем скоро белая полоса в жизни Курского аббатства и её обитателей закончилась. Наступали тяжелые годы советского периода.

После наступления советской власти и свержения императора Николая Второго, для православной церкви на Руси наступило непростое время. Оно ознаменовало собой разрушение всех принципов и идеалов веры, всего святого, что было в храмах и соборах.

Большинство из них было разорено и порушено либо переделано под гражданские объекты. Не избежала этой участи и Коренная пустынь, для которой наступило самое тяжелое время за все существование. Уже в 1918 году ее переименовали в «Местечко Свобода», при этом святая обитель лишилась права официально представлять православную церковь, потеряв юридическую силу. В 1922 году все ценные вещи и святыни были изъяты из монастыря по специальной программе, разработанной ВЦИК.

Несмотря на это некоторые преданные люди оставались ютиться в землянках неподалеку, коротая дни в молитвах. Многие здания были разрушены по кирпичу, в том числе и два яруса от колокольни, уникальная библиотека была вывезена вместе со святыми иконами и другими ценностями. Изменилась и территория, прилегающая к монастырю.

Богородицкая уникальная роща с реликтовыми дубравами была вырублена, посевы с целебными травами уничтожены. Позднее на месте, где стоял собор, построили фонтан, а в самом здании монастыря открыли лагерь «Свобода». В войну многие здания были разрушены, а в тех, которые остались целы, в 1947 году организовали ремесленное училище.

После всех невзгод, лишь в 1989 году начали программу по восстановлению святого, поруганного места. Огромными трудами Епархии Курска и Архиепископа Иувеналия к Курской пустыни вернулось юридическое значение монастыря, и земля перешла во власть православной церкви. Только в 1990 году восстановление было закончено. В честь этого торжественного события организовали крестный ход. Он стал первым за многие десятилетия периода советской власти.

Современное состояние монастыря

Благодаря проведенным реставрационным работам было создано заново множество зданий. Их восстановили из руин.

Имейте в виду: на исконную землю были возвращены многие ценности культуры русской православной веры.

Освящение Коренной пустыни совершено в 1991 году Патриархом Алексием Вторым в честь открытия вновь отстроенного Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Только в 2004 году организовано собрание заседания патриархов, на нем принималось решение о возобновлении действия мужского монастыря.

Чтобы воплотить это великое дело в жизнь, было приложено огромное количество средств и усилий. Была возрождена Архиерейская гостиница, где располагались гости монахов. Красивейшая роспись святых врат была создана с нуля. Игуменский корпус отстроили заново, главный Собор прошел полную реконструкцию.

Ворота Коренной пустыни

Кроме того была произведена значительная работа по обустройству всей территории обители, в том числе и Храма Живоносного источника. Только в 2012 году реставрационные работы были полностью завершены. В честь этого памятного события была отслужена Литургия и совершен чин освящения.

Возьмите на заметку: в данном монастыре совершаются отчитки, которые проводит отец Никита. Это особые молитвенные правила, которые совершаются над одержимыми бесами людьми. Ради праздного любопытства не стоит посещать данные молебны. Всем страждующим и их родственникам необходимо брать благословение у священников на присутствие на отчитках.

Скит Серафима Саровского принимает для особых молебнов о недужных — вычетов — всех, кто страдает немощами духовными и телесными, и жаждет по милости Божией от них избавиться.

Таким образом храмы, монашеская обитель и прилегающая территория были полностью возрождены и отреставрированы, благоустроены все помещения. На сегодняшний день в обители располагаются четыре собора. Все они в рабочем состоянии, несмотря на это, в обычные дни службы ведутся только в одном. Это собор Рождества Пресвятой Богородицы. По праздникам совершаются Литургии и в остальных храмах.

Описание и архитектурные особенности

Все действующие храмы Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни построены в классическом русском стиле. Белокаменные стены украшают золотистые купола на башнях и часовнях.

Некоторые постройки были возведены совсем недавно. На месте них раньше располагались деревянные церкви, а позже разрушенные в советский период простые каменные постройки. Так, Храм иконы Божьей матери «Живоносный источник» был освящен только в 2012 году Патриархом Алексием вторым.

Синие крыши здания прекрасно оттеняют золотые купола. Само внутреннее убранство выполнено в Византийском стиле. Здесь можно увидеть прекрасное убранство из фресок и икон, множество святых предметов, которые были возвращены на Родину после революции.

Прекрасный архитектурный ансамбль монастыря, выкрашенный в небесный цвет, замечательно смотрится с любой точки города, особенно с берега реки Тускарь.

Святыни Рождество-Богородичной пустыни

К одной из главных святынь этого чудесного места можно отнести икону «Знамение». Именно ее когда-то давно нашли на этом месте охотники, после чего здесь был создан храм, а затем и пустынь. Икона не раз являла миру чудеса и мироточила, поэтому почти сразу была причислена к чудотворным.

Икона «Знамение»

Также здесь располагаются святые мощи преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев. Тысячи паломников стекаются сюда, чтобы прикоснутся к святым останкам.

Речка Тускарь и святые источники

Монастырь расположен недалеко от речки Тускарь. Из нее проистекает множество источников. Несколько из них можно отнести к святым. Например:

  • Источник великомученика Пантелемона;
  • Источник Серафима Саровского;
  • Источник Николая Чудотворца;
  • Источник «Казанской» иконы Божьей матери.

Таким образом, вы сможете прикоснуться к святой воде сразу в нескольких местах и побродить по чудесным живописным местам на территории монастыря. Попасть в то самое место, где была найдена главная святыня – икона «Знамение», ведь именно из того самого места по легенде начал бить источник.

Информация для паломников и туристов

Следующая информация пригодится тем, кто решился совершить паломничество или в Коренную мужскую пустынь:

Как добраться

Доехать до святой обители можно несколькими способами. Самый простой и удобный: из города Курск на железнодорожном вокзале сесть на маршрутное такси, которое отходит от остановки «Дубровинское». Здесь каждые двадцать минут начинают свой маршрут газели, которые держат путь до села Свобода. Расстояние от Курска до м. Свобода - 33 км, время в пути составит примерно 35 минут;

Где остановиться

На территории монастыря находятся несколько гостиниц для туристов и паломников. Это гостиница №1 «Белая» и №2 «Красная». При этом принимают постояльцев только в гостинице «Красная» поскольку первая для служителей церкви и монахов.

Стоимость проживания для одного человека:

  • Одноместный 400 р.;
  • Многоместный 200р.;
  • Трехместный 250 р.;
  • Двухместный 300 р.

Гостиница недавно отреставрирована и находится в хорошем состоянии, есть все необходимые удобства, чисто и светло, с прекрасным видом на окружающий пейзаж монастыря;

Экскурсии

На территории Коренной пустыни для всех желающих проводятся бесплатные экскурсии по храмовому комплексу и прилегающей территории. Настоятель расскажет вам об истории монастыря, его нелегкой судьбе, реставрационных работах по восстановлению основных архитектурных ансамблей. А также покажет местоположение святых источников и святынь этого места. При желании можно сделать пожертвование на нужды монастыря;

Продолжаю рассказ о пресс-туре в Курск, организованным сообществом «Travel-Russia» и Администрацией Курской области.

В поселке Свобода в пяти минутах ходьбы от Командного пункта генерала К.К. Рокоссовского, откуда он осуществлял командование Центральным фронтом в оборонительном, а затем в контрнаступательном сражении, проводимом на , расположена Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь - мужской монастырь, основанный на месте явления Курской Коренной иконы. Монастырь основан в В 1615 году, но история его возникновения уходит аж в XIII век.

Курская Коренная икона «Знамение»

История иконы, о которой нам поведал наш экскурсовод Александр, таинственная, иначе, как чудом, ее не назовешь.

По преданию, в этом месте была найдена икона, получившая название Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». 8 сентября 1295 года два охотника, бродившие недалеко от сожжённого татарами Курска, обнаружили ее в корнях деревьев. Видимо, поэтому в ее названии присутствует слово «коренная». А когда один из них поднял ее, чтобы осмотреть, на том месте, где она лежала, забил родник.

Этому событию посвящен памятник,

установленный как раз напротив главного входа в монастырь.

Вскоре охотники со своими товарищами построили на этом месте деревянную часовню. А вот самое таинственное началось уже потом. В Курскую область опять пришли татары. Они разрубили икону пополам, сожгли часовню, а священника увели в плен. Через какое-то время священник был выкуплен из плена. Он нашел разрубленные части иконы, приложил их друг к други, и они срослись!

Икона потом долго путешествовала по миру, и в конце концов оказалась в Нью-Йорке — в Знаменском соборе Русской православной церкви.

Вот такая история. Но не все так плохо. Каждый год икону привозят сюда, на родину, в Курский Коренной монастырь…

На территории монастыря установлен бронзовый памятник, где запечатлены приснопамятные Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр, держащие в руках Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение».

Излечение Преподобного Серафима Саровского

Курская Коренная икона в свое время вылечила Преподобного Серафима Саровского, на выздоровление которого уже никто не надеялся… В центральной части монастыря ему установлен памятник.

За годы своего существования монастырь пережил много всего. И то, что было создано за несколько веков, благополучно разгромила Советская власть (собственно, как и во многих подобных местах).

Сходы с вершины холма, где расположено здание монастыря, к источнику и реке Тускори, разломали,

храм Рождества Пресвятой Богородицы взорвали,

купол колокольни снесли,

Святой источник у реки забетонировали (правда, он потом пробился вновь),

окрестный лес вырубили, так что даже река Тускорь не выдержала и обмелела.

Несмотря на все это, монастырский комплекс все-таки восстановили.

И каждый день сюда приезжают люди со всей России (и не только).

Источники монастыря знамениты тем, что их вода лечит глазные заболевания.

Говорят, что даже известны случаи исцеления. Мы тоже испробовали целительной воды из источников, которых здесь несколько.

При входе в монастырь находится монастырская лавка, в которой самый популярный товар — пустые бутылки емкостью 5 литров!

Последний звонок

А теперь вспомните свой последний звонок в школе. Куда вы отправились всем классом после него? Мы, насколько я помню, в тот день разошлись по домам, а на следующий день поехали за город на природу.

В этот день в школах Курской области прозвенел последний звонок. И мы встретили выпускников здесь, в Курской Коренной пустыни.

Ну и как положено монастырю — без монастырских котов никуда. Они тут везде и в самых разных окрасах — черные, рыжие, серые…

И у каждого свой характер.

Кто-то ведет себя чинно, как и положено настоящему монастырскому коту,

кто-то ведет себя так, как обычная дворовая кошара, выясняя отношения на виду у всех.

После непродолжительного обеда отправляемся дальше в . В следующий раз я расскажу, почему наш великий поэт трижды (!) менял фамилию, за что он остался на второй год во время учебы в Университете, и почему местного ослика в усадьбе зовут Некрасов.

Не пропустите!

и в вашем почтовом ящике

Будучи в монастыре Коренная пустынь, что в сорока километрах от Курска, я слышал об исцелении раковых больных от купания в святых источниках и приема воды из них. А на территории монастыря Коренная пустынь их более шестнадцати. Здесь есть и источник, в котором исцелился Серафим Соровский, есть источник «Пантелеймона-целителя». Все шестнадцать святых источников стекают в реку, воды которой, протекая по заповедным местам, считаются также целебными.

Во время одного из посещений Коренной пустыни ранним весенним утром мне посчастливилось наблюдать прозрение слепой девушки при омовении на «Глазном источнике». Даже спустя несколько лет, после того как случилось это чудо, у меня в ушах стоит возглас несчастной девушки, омывавшей глаза в святом источнике: «Мама, смотри, передо мной Божья Матерь!» - и через минуту: «Мама, мама, я вижу свет». У всех наблюдавших эту сцену пробежали мурашки, а у женщин потекли слезы умиления и радости.
Замечательный церковный писатель Сергей Нилус об омовении в источнике преподобного Серафима Саровского писал: «Не дав себе времени остыть, весь как был, разгоряченный быстрой ходьбой и палящим зноем, я разделся, опустился под кран, из которого серебристой струйкой текла ледяная вода источника, перекрестился: «Верую, Господи», и троекратно дал этой воде облить всего себя и больные члены.

Первое мгновение я совсем было задохнулся: ледяная вода меня обожгла - дух захватило. Но какое дивное чувство наступило при выходе из купальни! Точно новая струя новой жизни была влита во все мои жилы - далекая юность, казалось, вернулась вновь... Я просто радовался и любил отца Серафима, как любят врача, которому удается мгновенно утолить нестерпимую, жгучую боль в ту минуту, когда эта боль прекращается. Эта пламенная любовь, которою внезапно загорелось мое сердце, эта радость любви по вере, не были ли они моим духовным окончательным выздоровлением, которое без всякого сравнения важнее всякого телесного исцеления?»

А вот случай, опубликованный в Тверских епархиальных ведомостях в апреле 1885 г. Пишет о нем священник города Мурома Николо-Преображенской церкви Иоанн Чижов.
«Желаю описать замечательный случай, бывший с одним моим духовным сыном муромским купцом Иваном Ивановичем Засухиным в 1882 г. У него образовались опухоли за ушами и в правом паху. Опухоль в паху прорезали. Сначала она спала, а потом стала расти сильнее. Приглашенные врачи признали положение больного безнадежным и определили даже день его смерти.

Больной стал готовиться к смерти. Как истинный христианин, сердечно исповедовался и сподобился Святого Причащения. С истинным сокрушением сердца, что так рано кончается жизнь еще молодого человека, оставляющего после себя жену и пятерых малюток, я приступил к чтению отходных молитв. Кончивши молитвы и благословив его, я уже не имел надежды на благополучный исход для больного. Но на третий день слышу, что больному стало лучше. Жена рассказала, что их соседка М. Ф. Бычкова, из жалости к умирающему, предложила новое лекарство, но уже не человеческое, а Божеское. Как только, прочитав отходную, я вышел, она принесла воды, взятой из источника отца Серафима. Больной не мог открывать рот. С чайной ложки влила ему в рот несколько капель, а остальную воду вылила ему на голову. Больной уже не принимал пищи - все извергалось вон. После влитой ему воды он затих и уснул. Через несколько часов проснулся и попросил пить. Жена, растерявшись, дала ему молоко, которое ему было запрещено. Больной выпил, желудок молоко принял. Затем он стал ходить. Врачи предложили повторить операцию в паху. Но он решил поехать в Саровскую пустынь. Врачи удерживали, так как дорога была дальняя и тряская. Но он был настойчив. Жена, внимая словам врачей, взяла с собой все нужное для погребения. Взяли и детей, чтобы они могли проститься с отцом.

Приехали накануне праздника Святой Троицы, и больной пожелал быть в Церкви на всенощном бдении. Его принесли на носилках из гостиницы к Церкви и почти на руках внесли в нее.

После службы больной на костылях с помощью жены подошел приложиться к иконе праздника и получить помазание святым елеем. «Когда я приложился к иконе и получил помазание, глаза мои невольно обратились на стоящую в иконостасе святую икону Божией Матери, которая прежде была в келье старца Серафима, и в этот момент я почувствовал, что больная нога моя твердо стала на пол и без боли для меня. Не помня, что делаю, я приподнял свои костыли и без помощи их при удивлении всех предстоящих пошел на свое место. Когда служба кончилась, смело встал на ноги и вышел из Церкви, где дожидались меня мои служащие с носилками; но я не нуждался в их помощи, отдал даже и костыли и до самой гостиницы (расстояние около четверти версты) шел без всякой помощи».

Наутро после богослужения больной поспешил на источник. Почувствовав на себе холодную струю источника, заметил, что эта холодная струя возбудила в организме какой-то облегчительный жар, и сил стало больше.

«В этом монастыре я прожил несколько дней, в слезных молитвах благодаря Бога за Его дивную помощь, через Угодника Его Серафима».
В настоящее время больной здоров. Медицинских средств по сие время не употребляет».

К счастью, целебные источники не разрушены. Как и прежде, несут они свои живительные силы в Сарове и Дивееве, в Свято-Троицкой Сергеевой Лавре и Оптиной и Коренной пустынях. И по всей Матушке-Руси.