Феминистска панк-группы Pussy Riot. Надежда Толоконникова: любой диктатуре обязательно нужно показать свой «Тополь» с боеголовкой Выпороть нельзя отправить в тюрьму

. Надежда Толоконникова была арестована 2 марта 2012 года за участие в скандально известном «панк-молебне». Бывшая участница арт-группы «Война», действующей в области концептуального протестного уличного искусства.

Биография Надежды Толоконниковой / Nadezhda Tolokonnikova

Надежда Толоконникова родилась 7 ноября 1989 года в Норильске. Через год после рождения дочери семья переехала в Красноярск, а спустя еще несколько лет вернулась обратно в Норильск. До четырех лет воспитанием Надежды Толоконниковой занимались отец и бабушка.

После окончания школы девушка поехала в Москву и стала студенткой философского факультета МГУ. В общежитии Надежда Толоконникова познакомилась с художником Петром Верзиловым , за которого позже вышла замуж. В 2008 году 18-летняя Надежда родила дочь Геру.

Надежда Толоконникова о своей дочери: «Имя Гера родилось спонтанно. Никто его не придумывал. Мифология летала в воздухе. Никто теперь не может указать на человека, который предложил это имя. Сначала я не решилась его принять. В процессе обсуждений предлагали разные имена. Так, например, мама Пети очень хотела назвать ее Марусей. Ну какая она Маруся? Издеваетесь? Сколько она проездила автостопом, когда я была на третьем месяце! Я одна путешествовала по Испании и Португалии. Объездила весь полуостров. По России я бы, конечно, не отважилась так путешествовать».

Надежда Толоконникова / Nadezhda Tolokonnikova в арт-группе Война

Задолго до создания Pussy Riot Надежда Толоконникова успела прославиться как участница ряда скандальных мероприятий. 29 февраля 2008 года она принимала участие в акции арт-группы «Война», представлявшей собой групповую оргию в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева. По словам организаторов, данное действие было приурочено к президентским выборам. В акции принимали участие четыре пары, а спустя две недели на территории МГУ были задержаны Надежда Толоконникова и бывший студент философского факультета МГУ Владимир Шилов . Девушку собирались отчислить из университета, но позже декан изменил свое решение.

В это время Надежда Толоконникова была беременна. Спустя четыре дня после акции она родила дочь Геру.

Позже Надежда Толоконникова приняла участие в других проектах арт-группы «Война», включая «тараканий суд» (разбрасывание тараканов в здании Таганского суда в 2010 году) и рисование фаллоса на Литейном мосту в Санкт-Петербурге. Последняя акция стала лауреатом премии «Инновация».

Надежда Толоконникова: «Мне нравится с детства попадать в экстремальные ситуации. Помню, что мне всегда не хватало чего-то необычного в жизни. Так, например, катаясь на чертовом колесе, доезжая до самого верха, я начинала продумывать, как я буду спасаться, если люлька, в которой я сижу, начнет падать. Так я собирала свои крохи адреналина. Сидя на втором этаже дома на даче, я представляла себе, что дом загорится и как я буду прыгать с крыши, и думала, сломаю ли я при этом ноги или упаду ли я на дерево и проткнет ли оно меня насквозь. Спокойно мне не жилось никогда. В Европе скучно, потому что там делать нечего. И там ничего нельзя делать. В России всё по-другому. Здесь всё неясно. Всё непонятно. Границы законности размыты».

Pussy Riot и арест Надежды Толоконниковой / Nadezhda Tolokonnikova

В августе 2011 года Надежда Толоконникова стала участницей панк-рок-группы Pussy Riot . 3 марта 2012-го она и Мария Алёхина были арестованы по обвинению в хулиганстве в связи с участием в так называемом панк-молебне. В ходе этой акции участницы Pussy Riot забежали на амвон и солею храма Христа Спасителя, где пытались исполнить свою новую песню «Богородица, Путина прогони». Предварительное следствие было завершено в июне 2012 года. В результате Надежде Толоконниковой и двум другим участницам Pussy Riot было предъявлено обвинение в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти, совершённом группой лиц по предварительному сговору.

В защиту Надежды Толоконниковой, Марии Алёхиной и Екатерины Самуцевич выступили многие российские и зарубежные актеры и музыканты, в том числе Питер Гэбриэл , Мадонна , группа Red Hot Chili Peppers , английский актер Стивен Фрай , режиссер Терри Гиллиам и многие другие.

Приговор Надежде Толоконниковой / Nadezhda Tolokonnikova

17 августа 2012 года Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич были признаны виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти. Девушки приговорены к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. По мнению судей, подсудимые страдают смешанным расстройством личности, но полностью осознавали свои действия и их последствия, а потому признаны вменяемыми и подлежат уголовному преследованию. Суд счел действия Надежды Толоконниковой и других участниц Pussy Riot преступлением, совершенным по мотивам религиозной ненависти.

По словам обвинения, девушки «намеревались придать своим действиям публичную огласку и общественный резонанс, хотели оскорбить не только служителей храма, но и широкую общественность, они нанесли глубокое оскорбление и обиду православным верующим».

Надежда Толоконникова в последнем слове на суде сказала: «Слушайте нас - нас, а не Аркадия Мамонтова, не искажайте и не перевирайте всё нами сказанное, и позволяйте нам вступить в диалог, в контакт со страной, которая в том числе и наша, а не только Путина и патриарха».

Надежда Толоконникова и другие осужденные заявили, что не намерены просить президента о помиловании.

Еще во время процесса защита участниц панк-группы Pussy Riot озаботилась вопросами опекунства над малолетними детьми подсудимых, чтобы избежать их передачи в приемные семьи в случае, если их матери будут приговорены. Весной 2012 года, когда был риск ареста Петра Верзилова , мужа Надежды Толоконниковой , были подготовлены документы. В случае возможной угрозы опекуном четырехлетней Геры, дочери Надежды Толоконниковой и Петра Верзилова, становится адвокат Марк Фейгин .

В младенчестве Гера из-за невнимательности матери получила серьезную травму. После ссоры с семьей Надежда Толоконникова отправилась жить к знакомым, где не было подходящих условий для ребенка. В двухмесячном возрасте девочка упала с компьютерного стола, где ее пеленали и часто оставляли без присмотра. Гере поставили диагноз «линейный перелом теменной части черепа, гематома, ушиб головного мозга».

В 2013 году Надежду Толоконникову радио «Эхо Москва» признали одной из «100 самых влиятельных женщин России». Журнал «MAXIM» включил Надежду Толоконникову в список 100 самых сексуальных женщин России в 2012 году.

Также французская газета «Le Figaro » признало Надежду Толоконникову «женщиной года», поскольку, по мнению печатного издания, девушка смогла привлечь максимальное внимание мировой общественности к проблеме свободы слова в России, Надежда обогнала Мишель Обаму и Мэрил Стрип.

Надежда Толоконникова отбывала наказание по статье «Хулиганство» (статья 213 УК РФ) в мордовской женской колонии ИК-14. 23 сентября 2013 года арт-активистка объявила голодовку. Причиной столь радикальной меры послужили угрозы (расправа с летальным исходом) со стороны администрации колонии, которые таким методом пытались пресечь возмущения Надежды по поводу м ассового нарушения в ИК-14 прав осужденных женщин. Надежда Толоконникова передала через мужа Петра Верзилова открытое письмо, в котором подробно указала все нарушения и описала поведение власть имущих.

Бригада в швейном цехе работает по 16–17 часов в день. С 7.30 до 0.30. Сон - в лучшем случае часа четыре в день. Выходной случается раз в полтора месяца. Почти все воскресенья - рабочие. Широко используется система неформальных наказаний. Осужденная становится послушным материалом в руках администрации, рассматривающей нас исключительно в качестве бесплатной рабсилы. В июне 2013 года зарплата составила 29 рублей. В день бригада отшивает 150 полицейских костюмов. Куда идут деньги, полученные за них? - вопрошает Надежда Толоконникова в письме.

Санитарно-бытовые условия, по словам Надежды Толоконниковой , оставляют желать лучшего: стирка раз в неделю, забитая канализация, из которой извергаются экскременты, одна душевая на 800 человек и т.д. Если жалобе осужденного удается достичь вышестоящих органов, то администрация колонии наказывает не только автора жалобы, но и всю бригаду, например, отключают воду на неделю. Попытки Толоконниковой устранить нарушения пресекались начальниками радикальными способами - другим осужденным идет прямое указание сверху телесно и морально унижать Надежду. Как уточняет сама арт-активистка: «И если они узнают, что это произошло из-за тебя, - продолжил подполковник Куприянов, - то плохо тебе уже точно никогда не будет, потому что на том свете плохо не бывает». Любые телесные повреждения в колонии наносятся только с согласования с администрацией.

Надежда Толоконникова в своем заявлении в Следственный комитет просит возбудить уголовное дело по статье «угроза убийством» против замначальника ИК-14 Юрия Куприянова. Также она просит обеспечить ей меры защиты, поскольку получает угрозы от сотрудника колонии и от других заключенных, - объясняет адвокат Ирина Хрунова.

Также Надежда Толоконникова просить перевести ее из швейного цеха в художественную мастерскую. Толокнникова отправила письмо письмо в Следственный комитет, ФСИН и уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину , а также в некоторые СМИ. Подполковник Куприянов направил ответное исковое заявление против осужденной - о склонении к совершению должностного правонарушения - созданию льготных условий для Толоконниковой. 25 сентября 2013 года комиссия Совета по правам человека при президенте РФ начала работу в исправительной колонии №14. Надо отметить, что другая осужденная участница группы «Pussy Riot » Мария Алёхина голодала больше недели из-за давления на нее в колонии. Освобождение двух арт-активисток назначено на март 2014 года.

Личная жизнь Надежды Толоконниковой / Nadezhda Tolokonnikova

  • Надежда Толоконникова состоит в гражданском браке с Пётром Верзиловым , активистом арт-группы «Война». Пара воспроизвела на свет дочь Геру в марте 2008 года, однако в связи с политической и юридической ситуацией ребенку оформили опекунство на адвоката Марка Фейгина .

Pussy Riot спустя пять лет после оглашения приговора

Они разделили общество на два противоборствующих лагеря, вернули в массовый обиход слово «кощунницы», спровоцировали принятие закона о защите чувств верующих и разжалобили звезд мировой эстрады. За них пела Мадонна, проповедовал отец Андрей Кураев, вступились оппозиционеры и ломали копья люди, называющие себя православными активистами. Речь идет о группе Pussy Riot, трех участниц которой пять лет назад на «двушечку» отправили в колонию за выступление в храме Христа Спасителя. Чем они занимаются сейчас и как смотрят на прошедшую акцию?

Выпороть нельзя отправить в тюрьму

Противоречия начинаются еще на этапе прочтения названия группы. Одни говорят, что речь о бунте (riot) кисок (pussy) в значении наших милых домашних любимцев, другие - что речь идет о жаргонном названии женских половых органов. Причем сцепляются толкователи на полном серьезе. А читающая приговор судья, которая, по всей видимости, была сторонницей второй трактовки, периодически краснела, спотыкаясь о злосчастное название.

Приговор был вынесен пять лет назад, 17 августа 2012 года. Не помогли ни заступничество Мадонны, ни ходатайство Йоко Оно - они, как и многие другие, выступили в защиту девушек. В чем же обвинили трех «кощунниц»?

Они были осуждены по статье «Хулиганство» за то, что 21 февраля 2012 года исполнили песню «Богородица Путина прогони» на амвоне храма Христа Спасителя. Сами они назвали действо панк-молебном, чем усугубили негодование в православной среде. Впрочем, того, что звалось громким словом «выступление», по сути и не было вовсе. В тот момент, когда в храме находились несколько туристов и работников церкви, три участницы группы побежали к центральной части помещения, расчехлили музыкальные инструменты, натянули балаклавы и спели несколько фраз. Соратники записали это на видео, чтобы потом использовать в клипе, а самих девушек на улицу вытолкали охранники.

Самая, пожалуй, будоражащая умы вменяемой общественности деталь судебного процесса заключалась в том, что как аргументы обвинения были представлены решения Лаодикийского (IV век) и Трулльского (VII век) церковных соборов. Впрочем, во-первых, это тоже можно назвать частью акции, только исполненной уже не панк-группой, а прокурором, во-вторых - пострадавшими выступали верующие, и раньше подобные вопросы решались внутри Церкви и исключительно на соборах. Поэтому больше обвинению апеллировать было не к чему.

В итоге Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам лишения свободы. У первых дома остались маленькие дети.

Воинствующие верующие считали, что приговор справедлив и детей у таких матерей нужно забрать вовсе, другие говорили, что максимум, чего заслуживают девушки, - профилактической порки. Известный миссионер, дьякон РПЦ Андрей Кураев и вовсе говорил, что в честь Масленицы их стоило накормить блинами и отпустить по домам. Но хоть и многочисленные, но тихие голоса были не слышны на фоне негодующих и оскорбленных. Такая жесткая реакция на политическую акцию в современной России случилась впервые.

Впрочем, акционизм всегда обнажает социальные, политические и экономические проблемы, обостряя их через художественное высказывание. Волей или случаем «Пусси Райот» оказались в нужном месте и времени.

«Ожиданий попасть в тюрьму не было»

Хотя в отношении группы анонимных участников в балаклавах это звучит абсурдно, но лицом «Пусси Райот» можно назвать Надежду Толоконникову.

Студентка философского факультета МГУ родом из Норильска, она была участницей группы «Война», когда за неприличное изображение, «поднятое» на Литейный мост («Член в плену у ФСБ» - так звучит название акции в печатном варианте), арт-группа получила государственную премию «Инновация». Толоконникова вместе с мужем Петром Верзиловым принимала участие в акции «Совокупляйся (это опять же печатный вариант) за наследника Медвежонка», которая проходила в форме группового полового акта в Зоологическом музее в Москве. Впрочем, тогда чувства зоологов задеты не были, и акционисты остались на свободе. Верзилова, кстати, называют продюсером группы. Основание для этого - та бурная деятельность, которую он развернул, пока девушки находились под следствием.

Термин «самопиар» очень смешной и пустой - всякое опубликованное слово или появившийся в пространстве жест можно назвать самопиаром, и так обычно говорят те, кто не очень разбирается в том, что такое пиар. Нужно рассматривать и оценивать конкретные жесты и по ним судить человека. С точки зрения того, чем пришлось заниматься каждый день, меня акция привела прежде всего к погружению в правозащитную деятельность - сперва нужно было полтора года ездить по тюрьмам и судам и практически полностью сосредоточиться на этой повестке, - рассказал «МК» Петр Верзилов. - У Нади в октябре 2013 года в Мордовии развернулась настоящая борьба с лагерным начальством и генералами ФСИН. После того как замначальника лагеря угрожал ей убийством, а Надя опубликовала текст о положении дел в ее лагере (ее письмо остается одним из самых читаемых текстов в русском Интернете до сих пор), мы разбили в сердце лагерного региона Мордовии настоящий штаб и несколько недель подряд оказывали серьезное давление на всю тюремную систему. Подобной затяжной кампании, которая одновременно проходила бы непосредственно снаружи и внутри лагеря, богатая российская тюремная история раньше не знала. Кампания против ФСИН кончилась нашей победой - было привлечено серьезное внимание к положению заключенных в мордовских лагерях, а Надя была этапирована в Сибирь, в тюрьму с гораздо более человеческим режимом. В декабре 2013 года Надя и Маша вышли из тюрьмы, и мы сразу же основали правозащитную организацию «Зона права», которая за три с половиной года уже оказала помощь большому числу заключенных, находящихся в тяжелом положении и отстаивающих свои права в лагере. А в сентябре 2014 года мы основали «Медиазону», ставшую одним из ведущих российских независимых СМИ, которых сейчас остается все меньше. Сейчас я издатель «Медиазоны», и все силы уходят на обеспечение жизни издания.


Надежда Толоконникова также ответила на вопросы «МК» о том, чем она занимается сейчас и как оценивает события пятилетней давности:

- Считаете ли вы, что в рамках акции в ХХС вы вступили в диалог с властью, вынудив ее к ответной реакции?

Я полагаю, что реакция государства на акцию была, мягко говоря, неадекватной. Во-первых, состава преступления статьи 214 УК РФ, по которой мы были осуждены, в наших действиях не было и близко. Во-вторых, сажать людей за мирные, ненасильственные, символические акции протеста - это совершенно нездоровая реакция, которая указывает на то, что своей акцией мы задели болевые точки и начали общественную дискуссию, которую Владимиру Путину и его команде иметь совершенно не хотелось.

- Соответствовала ли реакция вашим ожиданиям и были ли ожидания?

Ожиданий попасть в тюрьму не было, конечно. Это оказалось сюрпризом.

Касательно диалога с властью: знаете, это не диалог, когда вы говорите слово, а вас за это одно слово отправляют строчить полицейские костюмы по 16 часов в сутки на два года - в совершенно рабских условиях. О том мы и говорили в акции: диалога с властью не выйдет по определению до тех пор, пока власть будет следовать прекрасным традициям КГБ и НКВД и отправлять несогласных на Соловки.

- Завершена ли акция или это шаг, требующий продолжения?

Шаги продолжаются. Работа над созданием в России гражданского общества, если угодно. Которое могло бы противостоять произвольным выходкам власти.

После выхода из тюрьмы мы начали работать с юристами и правозащитниками Павлом Чиковым и Сергеем Петряковым над помощью заключенным, организация называется «Зона права». Организация оказывает поддержку тяжело больным осужденным, а также заключенным, которые подверглись избиениям и пыткам со стороны сотрудников ФСИН.

В 2014-м создано также при нашем участии независимое издание «Медиазона» - мы без цензуры рассказываем о жизни в России. О важнейших политических процессах, которые часто сливаются с судебными процессами, о том, что происходит в тюрьмах и полицейских участках.

Отдаете ли вы себе отчет в том, что, провоцируя власть, вы запустили ответную неадекватную реакцию, репрессивные механизмы самозащиты? Вы не жалеете о том, что сделали?

Не очень хочется жить, постоянно думая о том, посадят тебя или нет. Изобьют или нет. Обольют зеленкой или нет. Убьют или нет. Соответственно, мы просто эти мысли исключаем, живем и действуем без оглядки на возможные неадекватные реакции со стороны государства. Мы строим медиа, правозащиту, делаем политическое искусство - в общем, ведем себя как нормальные здоровые граждане. Если это у органов вызывает истерику, тем хуже для органов, потому что неадекватными тут выставляют себя они, а не мы. И да, мы не жалеем о том, что делали и делаем.

Сегодня, не будь этого 5 лет назад, ваша акция в ХХС была бы актуальна в том же формате? И вообще, как быть акционисту сегодня?

В том же формате - конечно, нет. Задача работника культуры - чувствовать свое время. Каждому овощу свое время, говорят. 2012 год был полон надежд на перемены, мы надеялись видеть больше вольностей в политике, культуре, образовании, СМИ. Отсюда - форма Pussy Riot, форма праздничного уличного карнавала. Случилось обратное увеличению вольностей: волна политических арестов, включая «болотное дело», уничтожение независимых СМИ, взрывной рост количества государственной пропаганды по ТВ, агрессия во внешней политике. И акционисты, соответственно, меняются вместе с обстановкой. В 2012–2016 годах очень точные работы делал Петя Павленский. Мрачные, исполненные самоагрессии, как само время.

- Вам не кажется, что власть сейчас - главный акционист?

Я бы, наверно, не стала заигрываться в это сравнение, потому что, знаете, как писал философ Борис Гройс, правление Иосифа Сталина тоже было масштабным проектом авангардного искусства. Не хотелось бы такие проекты повторять.

Если президент или иные чиновники хотят заниматься акционизмом, они всегда могут подать в отставку и самореализовываться через трансгрессивные, быть может, жесты. Пока же они слуги народа, нанятые нами за наши деньги, и мне неинтересно, чтобы они за выплаченные нами налоги занимались своим творчеством. Мне интересно развитие системы здравоохранения, образования, гуманизация тюремной системы, реально независимые суды, устранение коррупции, защита гражданок и граждан от домашнего насилия. Этого я не вижу. А именно этим обязаны по закону заниматься чиновники, а не сомнительными политическими авантюрами и личным обогащением.

- Группа еще существует? Чем она занимается?

Pussy Riot создавались как политическое движение, и в этой форме они продолжают существовать. Мы пишем тексты, создаем музыку, снимаем музыкальные клипы и театральные постановки, а также издаем независимое медиа и помогаем заключенным.

- Вы выросли из прежнего формата акций, такого больше не повторится?

Нельзя загадывать: если будем чувствовать, что карнавальный формат уместен, обязательно с ним выступим.

- Как вы относитесь к нынешней оппозиции в России, она вообще есть? Вы ходите на митинги?

Я вижу значительный рост интереса российских граждан к политике, действительно многие задаются вопросами о коррупции, цензуре и неэффективности власти. Алексей Навальный - значимый публичный политик, который гражданам успешно на возникающие у них вопросы о воровстве и лжи власти отвечает. Поддерживаю его кандидатуру в Президенты РФ! На митинги хожу.

Ваша дочка - ребенок, который формируется в абсолютно другой среде, который знает то, чего не знают большинство детей в РФ. Какая она? Какой, как вам кажется, станет и будут ли у нее единомышленники?

Не только у Геры, у очень многих детей в России есть доступ к Интернету, а значит, есть возможность узнать достоверную информацию о том, как устроена власть в их стране. Вероятно, потому на последние крупные митинги вышло много школьников. Так что, я уверена, единомышленники у Геры есть!

«Настоящая «Пусси Райот»

Екатерина Самуцевич - одна из самых противоречивых фигур в группе. Она работала программистом и параллельно участвовала в акциях «Войны», выступала против Путина и в поддержку ЛГБТ. Она была осуждена вместе со всеми, но уже 10 октября вышла на свободу, реальный срок заменили условным. По мнению адвоката группы Виолетты Волковой, во многом это произошло из-за размежевания группы. Самуцевич отказалась от ее услуг, при этом, что парадоксально, аргументы для изменения меры пресечения были сформулированы еще на этапе работы Волковой.

«Ценность «Пусси Райот» в том, что мы не коммерческая группа, мы, наоборот, пытались себя представить как противостояние коммерческому в искусстве, в музыке и в мире вообще, - объяснила Самуцевич свои противоречия с Петром Верзиловым. - Но тебя окружают люди, у которых нюх на деньги, такие как Петя, ты их не подпускаешь, говоришь - держись от этого подальше, это мой проект, а потом случается такое безумие, тебя сажают в тюрьму, и ты теряешь контроль над ситуацией. И оказывается, что, кроме нас троих, никто эту идеологию не поддерживал, что люди, которые остались там, думают иначе».

Все это она говорила после выхода из тюрьмы, на съемках документального фильма «Срок». После этого Самуцевич с журналистами общаться категорически отказывается, не поддерживает связь с бывшими соратниками и защитниками, сменила адреса и номера телефонов, не фигурирует под своим именем в социальных сетях.

В какой-то момент появились слухи о том, что Самуцевич видели то ли за кассой в одной из сетевых московских кофеен, то ли за стойкой в одном из питерских баров.

Сама она на связь с «МК» выходить не стала, но нам удалось пообщаться с одной из подруг бывшей участницы «Пусси Райот».

Катя не кассир и не бармен, но она и правда работает официанткой, - рассказала девушка, которая попросила не светить ее имя в СМИ. - Она и уборщицей бы пошла работать, и посудомойкой, в отличие от остальных Катя совершенно не корыстна и не сноб. Плюс она иногда подрабатывает по специальности программистом. Это периодические заработки, поскольку устроиться на постоянку с ее прошлым и судимостью невозможно.

- Она жалеет о том, что участвовала в этой истории?

Только о том, что так повели себя люди, которые ее окружали, что они оказались не готовы к настоящей акции. Не смогли пройти медные трубы. Но она не жалеет о собственных поступках, она не предала группу ни в чем, на самом деле это она - настоящая «Пусси Райот».

В новостях Екатерина Самуцевич все же появилась, в 2016 году она подала в суд ходатайство об отмене приговора. Его ожидаемо отклонили.

На то, что со временем незаконный, по ее мнению, приговор отменят, надеется и Виолетта Волкова, однако за помощью к ней Самуцевич не обращалась.

Волкова говорит, что настолько досконально изучила дело, что помнит наизусть целые страницы и номера протоколов, по ее словам, максимальное наказание для девушек - штраф в тысячу рублей.

Противоположности притягиваются?

Впрочем, удивила всех не только Самуцевич, но и впоследствии Мария Алехина. У нее образовался неожиданный творческий, а по слухам, и не только, тандем с воинствующим православным активистом Дмитрием Энтео.


Когда Марию Алехину и других участниц группы Pussy Riot судили за акцию в храме Христа Спасителя, православный активист Дмитрий Энтео решительно выступал за наказание девушек.

Сейчас же Алехина и Энтео проводят вместе много времени и создали как минимум творческий союз. Так, недавно они отправились к Министерству юстиции, чтобы провести там публичное чтение Библии. По их словам, они поступили так с целью демонстрации своего конституционного права «читать Священное Писание (и любые другие книги) в публичном пространстве - без получения разрешений от чиновников». Во время чтения Библии участники акции курили, а потом катались на машине и распевали песни группы «Тату».

Более странный союз представить сложно. «У нее у самой есть чему поучиться в плане христианства», - уверяет Энтео комментаторов в своем Фейсбуке, которые спрашивают, что он делает рядом с Алехиной и не пытается ли обратить девушку к вере.

«У меня было все хорошо, пока вы не появились, я во Владикавказе проповедовал, была спокойная, тихая жизнь», - сокрушается Энтео в перерывах между чтением Библии. Первую заметную акцию он как раз провел после панк-молебна.

«5 лет прошло, а ты ничего не понял», - журит его Алехина.

По сути порожденный «Пусси» Энтео остался верен группе и сейчас. Правда, скорее только одной ее участнице - Алехиной.

«Почитай жития святых на досуге, - заступается Энтео за Алехину перед гневом мира комментаторов в соцсетях. - Грешники становятся праведниками. Видя, как некоторые православные ревнители захлебываются в ненависти, клевете и злобе, с одной стороны, и как люди, совсем далекие от Церкви, проявляют солидарность и милосердие, начинаешь многое переосмысливать».

Кажется, Энтео действительно расположен к Алехиной, впрочем, есть подозрение, что сама Алехина воспринимает его скорее как арт-объект, на фоне которого проводит свои новые акции.

На вопрос об этом «МК» она так и не ответила.

Да и религиозная подоплека, которую видит в этой истории Энтео, неоднозначна.

«Была ли я в церкви после панк-молебна? В ХХС с тех пор я ходила один раз, - рассказала она. - Это странная история. В 2015 году, случайно. Я прилетела из Нью-Йорка, поняла, что у меня нет ключей, некуда идти, и из аэропорта поехала на «Кропоткинскую». Не знаю почему. Очень ранним утром. Потом услышала звон и решила пойти в ХХС. Дальше началось кино. Во-первых, везде были китайцы, очень много, феноменальное количество китайцев. Во-вторых, мониторы. Раньше не было мониторов. В-третьих, патриарх. Как ни странно, он был в храме. Выяснилось, что был праздник, служба, что-то связанное с Кириллом и Мефодием, все говорили про русский язык, у меня создалось ощущение, что отпевают нашу культуру. При этом везде были ребята в костюмах - спецслужбисты. Я попала внутрь, меня, кстати, опять не обыскали ни фига. Тоже мне, вообще ничему не учатся. Не услышала бы звон, не пошла бы».

Позиционируя себя как художники, в разной степени талантливо акционисты балансируют на грани закона и морали. Во многих случаях реакцией оказывается еще большее закручивание гаек - акционисты сами подвергаются гонениям, а правовая система включает механизмы самозащиты, пытаясь обезопасить себя от подобных провокаций, но тем самым только открывая новые темы и возможности для акционистов. Общество становится зрительным залом, наблюдающим за опасной игрой акционистов и властей. Когда Петр Верзилов попросил классика акционизма Йоко Оно отреагировать на задержание участниц Pussy Riot, она заволновалась, не повредит ли им ее поддержка, не станут ли их в тюрьме пытать. Выпуская из клетки раздразненного зверя, акционист берет на себя ответственность за последствия своих действий - перед обществом и перед конкретными людьми. Но не всегда готов эту ответственность нести. Алехиной удалось растопить сердце Энтео, но толпы его соратников все еще бродят по выставкам и театральным залам в поисках «кощунств», а Госдума продолжает печатать законы в их защиту.

С одной из участниц группы "Пусси Райот" (Pussy Riot), Надеждой Толоконниковой, в соцсетях стали спрашивать, куда пропала вторая. В день годовщины панк-молебна Мария Алехина рассказывает о тюремном опыте, двух годах свободы, новой книге и о том, где сегодня "Пусси Райот".

Про детство

Я всегда была склонной к протестам девочкой. Меня бабушка называла "дух противоречия".

У меня было шесть школ. Из каждой я сама уходила. В девятом или десятом классе на уроке истории нам задали написать сочинение на патриотическую тему. Дело было в преддверии 9 мая. Они хотели видеть текст, состоящий из восхвалений наших подвигов в Великой Отечественной войне. Я сказала, что не буду. Ну, то есть я написала текст о том, что взаимное убийство – не повод для гордости. И для нашей страны, и для всей Европы эта война – огромная травма. Это во-первых. А во-вторых, на площади, рядом с нашей школой, постоянно проходили военно-патриотические парады. И я видела, как живут ветераны. Которым не на что покупать лекарства, которые считают деньги в продуктовом магазине, которые не могут позволить себе салат. Дичайший позор!

Я встала и сказала, что это чертово лицемерие.

Вскоре я ушла из школы.

Про детей, любовь и семью

Я влюбилась. У меня родился Филя.

Российский роддом заслуживает отдельного рассказа.

Кондовые советские тетки, которые в тот момент, когда тебе очень больно, начинают говорить вещи, которые не хочется слушать.

Одна пришла ко мне заполнять бумаги. А у меня в этот момент были схватки. Она стала спрашивать, были ли у меня аборты. Я говорю: "Нет, не было".

Она говорит: "Ну, ладно, че ты п******? У тебя – и не было?"

Мечта российской женщины выйти замуж – одна из причин, по которой я заняла феминистскую позицию.

Навязывание гендерных ролей, особенно вне столиц, происходит по причине отсутствия у людей образования.

То есть если государство вкладывает деньги в образование, если оно ставит перед собой цель – общество меняется. Разговоры про "менталитет" и "традиции" – абсолютно наносные вещи.

Мария Алехина на одном из заседаний суда по "Болотному делу" в 2013 году

Про активизм

Лес, в который я ездила в юношестве, стали вырубать. Мне пришла в голову мысль, что я могу это остановить. Я пошла в Гринпис, познакомилась со всеми. Так появилось движение "Спасем Утриш". Оно началось с того, что я созвала встречу, на которую пришло три человека. Встреча была в метро. Мне больше негде было ее назначать. Со временем движение разрослось до 10 тысяч человек.

C волонтерами из Даниловского монастыря я стала ходить в детскую психушку. Особенное место, похожее на тюрьму. Но гораздо хуже. Если в тюрьме тебя могут закрыть в карцер, изолировать, бить, в психушке то же самое плюс медикаменты.

Детская психушка – не то место, где лежат инопланетяне. Там, в основном, лежат девчонки из детских домов, с которыми были проблемы. Которые убегали, пытались бунтовать. Им делают несколько предупреждений, как это у нас принято, а после укладывают в психиатрическую больницу в качестве наказания. Минимальный срок – два месяца. Так сложилось. В течение этих двух месяцев их колют сильнейшими транквилизаторами. Такими как, допустим, аминазин, запрещенный в большинстве европейских стран.

Про страх

Страх – такая штуковина, которая не привязана к объекту.

Если ты преодолеваешь себя и растешь, то ты не сможешь этого не почувствовать.

К сожалению, это вещь, которой наше общество не учит. Учат безопасности, учат комфорту. Учат сохранять себя. А преодоление во многом построено на том, что ты идешь куда-то, не зная, куда это выведет.

Про группу "Пусси Райот" (Pussy Riot)

Мы были очень нелепые и до сих пор такими остаемся

Группу мы сделали с людьми, которых я знала давно. Это было важно в плане изобретения новой формы, ее не хватало. И по-прежнему не хватает.

Политического искусства у нас мало. И, на мой взгляд, Россия – та самая почва, на которой это искусство может появляться. Потому что Россия сейчас допускает и даже, скорее, провоцирует радикальные жесты. В отличие от той же европейской цивилизации или Штатов.

Там больше нет серьезных модернистов, которые бы ставили во главу само высказывание, а не его ироничное осмысление. Россия же – та территория, где такое высказывание еще возможно.

Группа "Пусси Райот" началась с того, что Катя и Надя делали лекцию про феминизм на форуме "Последняя осень" и там представили песню.

Но поскольку ни Катя, ни Надя не являются музыкантами, а хотелось делать песни, то они стали искать людей, которые чуть лучше разбираются в музыке. Так сформировался круг участниц "Пусси Райот".

Все мы имели одну цель – страстное желание, чтобы власть в стране сменилась.

Я не думаю, что у нас были лидеры. Наполовину все то, что было сделано, – заслуга снимающих. Документировать акцию – чертовски опасная роль.

"Пусси Райот" – это большая коллективная работа.

Я считаю, что если ты занимаешься творческими вещами, ты не обязан быть каким-то приверженцем одной и той же формы всю свою жизнь. Ты, черт подери, имеешь право ее изменить.

Мы не были профессиональными революционерами или членами какой-то суперподготовленной спецгруппы, которая готова пойти на все что угодно, сесть в тюрьму, лишь бы сделать максимально яркое политическое высказывание.

Мы были очень нелепые и до сих пор такими остаемся. Ругающиеся, смеющиеся, бьющие посуду, забывающие выключить интернет в конспиративной квартире и так далее. То есть мы гораздо в большей степени дети американских комедий, чем героических сиквелов.

Про панк-молебен

Мы делали это не для того, чтобы потом сбегать через черный ход

Каждая акция – несколько месяцев репетиций. Репетировали пронос техники, попадание внутрь. Использовали одежду, полностью отвечающую требованиям: девочки были одеты в максимально православную одежду, а я ходила в длинном бабушкином пальто и шапке, похожей на казачью.

У меня был авангардный вид. Потом я себя прокляла за то, что это была очень неудобная одежда: нужно было прыгать через забор, а пальто цепляется, и ты падаешь.

Когда мы зашли в храм, он был абсолютно пустой. Человек десять на все помещение. Несмотря на это, мы приняли решение – делать.

На амвоне мы пробыли 40 секунд. После этого охранники и другие мужчины довели нас до дверей. Не было ни полиции, ни охраны, мы просто ушли. Поехали на "Парк культуры", смонтировали, выложили в интернет… Помню только, что курс в этот день был 29 рублей за доллар. Этот курс остался таким же сильным воспоминанием, как и все остальное.

Прошли сутки. Я возвращалась домой с сыном из детского сада. Мы поднимались на лифте, и, когда лифт открылся, я увидела двух мужчин на лестнице. Они сказали, что из полиции и что мне нужно проехать с ними. Пришли ко мне к первой и к единственной, потому что у них был мой адрес. Наверное, потому, что я вообще самый нелепый человек во всей этой компании.

Мне удалось сделать невинные глаза и сказать, что я с ними не поеду. Они взяли с меня расписку и клятвенное обещание, что я приду к ним на следующий день. В ту же ночь мы встретились со всеми. Решили, что в полицию пойдут наши адвокаты.

А следующим днем было 23 февраля. У Путина был огромный митинг на стадионе, он там читал Лермонтова, Москва была перекрыта. Мы встретились с адвокатом в Камергерском. И… он сказал мне бежать. Сказал, что, вероятнее всего, будут возбуждать уголовное дело.

Нас очень сильно подбадривало то, что мы были вместе.

В Прощеное воскресенье возбудили уголовное дело.

Можно гордиться, что нам удалось скрываться больше недели и нас не находили.

Были варианты побега. Можно было сбежать вглубь страны, там перебраться через границу. Но мы поняли, что не хотим. Потому что… если ты принимаешь решение о такой болезненной эмиграции, ты уже, наверное, не сможешь себе этого простить. Мы делали это не для того, чтобы потом сбегать через черный ход.

Про неизвестных участниц "Пусси Райот"

Не думаю, что им нужен еще один процесс "Пусси Райот"

На амвоне было пять девушек. Мы разделились через несколько дней после возбуждения уголовного дела. Подумали, что, если разделимся, нас будет сложнее искать.

Я думаю, других они тоже нашли. Просто потом, когда на нас обратило внимание политическое сообщество и мир и когда наш круг поддержки стал расти, они решили не расширять список подсудимых.

Дело других девочек выделено в отдельное производство. То есть его можно открыть в какой-то момент. Я не думаю, что кто-то захочет это делать. Не думаю, что им нужен еще один процесс "Пусси Райот".

Кто-то из них сейчас в Москве. Кто-то нет. Иногда мы встречаемся на судах.

Мы не перестали общаться.

Ничего не бывает навсегда.

Про Екатерину Самуцевич

Катя никого не предавала. Катя не шла ни на какую сделку со следствием

Арестовали сначала меня и Надю. Катю арестовали спустя две недели – когда она пришла к следователю сама. Она знала, что, войдя в кабинет, из него уже не выйдет. И она пошла на этот смелый шаг. Проявила солидарность, села в тюрьму. Это, на мой взгляд, серьезное отличие от других участниц, которые ничего подобного не сделали.

Катя никого не предавала. Катя не шла ни на какую сделку со следствием. Катя несколько изменила тон на апелляционном заседании, и уже разросшийся накал позволил сыграть на этом и принять решение в сторону ее освобождения. Вот и все.

Им нужно было легитимизировать дело. Хорошо сымитировать суд. Отпустив одну из участниц, они в большей степени приблизились к этому, чем если бы они этого не сделали.

Никто не ожидал, что Катю отпустят в зале суда.

Нам было радостно, что одна из нас выходит на свободу.

Это нормально – радоваться, что, пусть не у тебя, но по крайней мере у кого-то что-то становится лучше.

Вот, собственно, и все.

Про суд

4-го числа ко мне пришел опер, начальник опергруппы, которая нас искала. Вызвал меня – у меня уже была голодовка, я достаточно плохо себя чувствовала.

Я написала, что не совершала никакого преступления, не понимаю, почему нахожусь в тюрьме.

На следующий день перед судом он пришел ко мне снова. И спросил, хочу ли я, собственно, на свободу. "Маша, у тебя же ребенок... Ну, вот если назовешь имена остальных...".

Мне сразу захотелось спать. Я только сообразила взять у него сигарету, потому что у меня кончились.

Взяла и пошла в камеру. На следующий день нас арестовали. На два месяца. И дальше – на два года.

Про тюрьму

Обсуждали мэрские выборы, куда выдвигался Навальный. Обсуждали, когда выпустили Ходорковского

Честно говоря, я вот не встречала среди осужденных тех, кто любит Путина.

То есть все ненавидят власть, потому что все достаточно плохо живут. Особенно хорошо об этом могут сказать люди, которые сидели не один раз. Потому что на зону не возвращаются просто так.

Туда возвращаются потому, что не могут найти себе место здесь.

Условия там такие.

Во-первых, тебе постоянно холодно, потому что не дают нормальной одежды. Во-вторых, в 5:20 подъем, ты должен встать и немедленно заправить кровать. Должен бежать в комнату, которую… кроме меня, конечно, никто не называл ванной, но назовем ее ванной. Там нет горячей воды. В бараках вообще нет горячей воды. Ты умываешься ледяной водой. Потом у тебя утреннее построение, ты должен построиться и 40 минут стоять на проверке, на страшном холоде! Потом большинство осужденных уходит работать: 12-14 часов шить полицейскую форму или форму для армии.

Эти наши так называемые "вежливые люди" из армии одеты в форму, сшитую заключенными.

У многих серьезные проблемы со здоровьем. Есть ВИЧ-инфицированные. Многие умирают от таких условий.

Медицины нет – в лучшем случае анальгин. Если кто-то восстает, его начинают бить. Сначала давить, провоцировать конфликты. А потом сажают в изолятор. Это холодная камера, каменный мешок, тюрьма в тюрьме.

В какой-то момент я спросила всех: "Почему вы это терпите?"

После моей встречи с правозащитниками, когда я рассказала им о том, что не выдают теплых платков для осужденных в минус 30-35 мороза, группа девушек устроила провокацию, вследствие которой я оказалась в одиночной камере.

Мне помогла адвокат Оксана Дарова. Она была потрясающим человеком! Она вообще не работала с женщинами, я была у нее единственной клиенткой.

Она предложила идти в суд и судиться с начальниками. Это довольно сильно подрывает их нервную систему. Потому что они не допускают мысли, что есть сила противодействия. Они – абсолютная власть на этом кусочке земли.

На меня постоянно вешали нарушения, и мы решили оспорить этот факт.

Я выиграла суд. Решением суда с меня сняли все нарушения. Кроме того – колонию серьезно наказали. Им пришлось сократить рабочий день, отремонтировать бараки, завезти теплые платки.

Они пытались мне мстить. Например, придумали пропускать меня через инвазивный обыск. Это обыск с проникновением в тело. Как гинекологическое кресло, только без кресла и без перчаток: грязная лавка, на которой происходят все эти действия. Это запрещено законом, конечно. Но кого это волнует?

В Нижегородской колонии, наверное, самое интересное место – это "север", общая курилка. Такая древнегреческая агора, как "Фейсбук". Быстрый способ узнать все сплетни, разговоры, апдейты. Там услышала политические разговоры – обсуждали мэрские выборы, куда выдвигался Навальный. Обсуждали, когда выпустили Ходорковского. Девочкам он по какой-то причине очень нравился, все обсуждали, какой он симпатичный.

В Березниках была конфронтация, борьба, правозащита. А здесь - общение. Не могла представить, что расстанусь с девочками и никогда их больше не увижу. В итоге мы общаемся и помогаем друг другу.

Про "Медиазону" и "Зону права"

Треть девочек, которые в тюрьме находятся, попали в тюрьмы в связи с домашним насилием

В 2014 году мы придумали "Зону права", правозащитную организацию. Открыли офис на "Винзаводе".

Мы берем дела заключенных и ведем их. Предоставляем адвокатов людям, которых бьют, которым не оказывают медицинскую помощь, или политическим заключенным. Всего у нас 40 дел. Жутких дел.

Мы работаем с родственниками заключенных, которых забили до смерти. Или с теми осужденными, которых должны освободить потому, что они смертельно больны.

В 2014 году мы посетили много европейских тюрем. И одну американскую. Увидели огромную разницу между "там" и "здесь".

В берлинской женской тюрьме выступают рок-группы. В норвежской заключенные живут в доме с бассейном и гуляют на улице. Эти тюрьмы признаны миром за образец, эталон.

Если в российской тюрьме ты двенадцать-четырнадцать часов шьешь ментовскую форму или, отказываясь, попадаешь в штрафной изолятор, то в европейских странах, по крайней мере в лучших образцах европейских тюрем, ты не обязан трудиться.

Ты делаешь это в том случае, если ты хочешь заработать. В берлинской женской тюрьме мы встретили девочку, говорящую по-русски. Стали спрашивать о нарушениях закона, которые могли бы быть со стороны охраны. Она сказала: "Они два месяца уже обещали провести нам интернет, и этого не делают".

Когда мы спросили о работе, она сказала: "Мне сейчас тюрьма дает работу, я могу зарабатывать столько, столько-то. Если я себя проявлю, то я смогу зарабатывать больше. И смогу отложить". Этим мы были очень удивлены.

Принудительный труд – абсурдная штука.

Если весемь лет подряд за спиной ходит товарищ с плеточкой, у тебя совершенно пропадает желание делать что-то самому. Пропадает ощущение свободы. Самый простой способ – вернуться обратно, сесть, чем, собственно, они и занимаются. Процент рецидива у нас – один из самых высоких в мире.

Есть проект, который мы надеемся запустить через пару месяцев, – карта колоний. Мы собрали информацию по всем учреждениям РФ, их 1300. Это сервис, которым впоследствии можно будет пользоваться не только журналистам или правозащитникам, но и, например, родственнику, у которого кого-то посадили.

Про будущую книгу

Просто считаю, что нужно иногда расставлять точки. Это одна из них

Есть англоязычное издательство, которое захотело напечатать мои тексты.

Они, как и многие люди, знают нас как творческих активисток, которые попали в тюрьму, и хотят читать об этом.

Я пока сама не понимаю, что получится.

Просто считаю, что нужно иногда расставлять точки. Это одна из них.

Мне кажется, полезно побольше рассказать про тюрьму. Особенно про женскую. Нет текстов про женскую тюрьму, ничего практически. Есть мемуары Ирины Ратушинской, которая сидела в мордовской политической зоне в 1980-е годы, но собственно, и все.

"Пусси Райот" может быть не только акция, это может быть также правозащитная структура, независимое медиа, песня или видеоклип. Это действительно сложное творческое образование. Которое было в какой-то степени начато нами. Но которое обрело настолько мощную жизнь, что у меня нет никакого права заявлять, что что-то принадлежит мне.

Когда я была маленькая, все говорили, что вот у меня, дескать, что-то получится, а я смотрела на себя и думала: боже мой, неужели когда-нибудь из этого человека, самого нелепого, вечно опаздывающего, получится хоть что-нибудь?

Сегодня на мне огромная ответственность. Ты понимаешь, что тебе выпал шанс. У тебя появилась возможность делать вещи, которые не были доступны ни тебе, ни большинству из тех, кого ты знал прежде. В тебя, в твои шаги, слова, действия верят люди. Об этом нужно все время помнить. А иначе получится, что все было зря.

Участница известной своей акцией в Храме Христа Спасителя группы Pussy Riot Надежда Толоконникова, отсидевшая за это срок в российской колонии, утверждает, что их посадили в одной стране, а на свободу они вышли в совершенно другом государстве. В интервью Delfi она отметила, что информация об офшорах близкого к Владимиру Путину окружения — это не новость, а таких расследований должно быть больше. По мнению Толоконниковой, российское общество достаточно сексуально раскрепощенное, хотя сверху, равно как и через развлекательные шоу, насаждается консерватизм, а российский шоу-бизнес полон сексизма и ксенофобии, а власти не могут обойтись без демонстрации фаллоса в виде ракет на грандиозных военных парадах.

Delfi: Стали ли для вас откровением данные «панамских документов»?

Надежда Толоконникова: Я не знала, естественно подробностей, но это не было откровением. Это же никого не удивляет, что у Путина есть офшоры. Это не новость. Это нормальная антикоррупционная деятельность, и таких расследований должно быть больше. И я рада, что они есть.

— Т.е. не до конца известно все то, что должно быть известно?

— Конечно. Ровно потому, что их (расследований) мало, я думаю, что их можно делать каждый день, и богатства, которые хранятся в этих офшорах? будут находиться.

— Недавно (в России — прим. ред.) была создана Национальная гвардия, происходят постоянные репрессии в отношении политических активистов, идут процессы, Савченко практически распинают в суде. Что можно сказать о пространстве протеста в современной России?

— Нас посадили в одной стране, а вышли мы в другой стране. Сначала, когда нас освободили в конце 2013 года, мы не могли понять, почему все ходят вокруг такие опущенные в воду, грустные, апатичные. Постепенно 2014 год рассказывал нам, почему так происходит. И этот год был одним из жестких годов. Так выпало, что мы только что освободились из тюрьмы и попали в страну, которая завоевывает Крым, воюет с соседними странами. Это было очень сложно пережить нам как людям, активистам, политическим художникам, потому что когда на твоих глазах каждый день происходит трагедия, ты не знаешь, как реагировать как художнику, потому что символическое умирает, остается только чистое горе и непонимание того, что происходит.

Но помимо всего прочего в 2014 году это было закрытие всех хоть сколько-нибудь независимых СМИ. Мы вышли, и буквально через несколько месяцев случилась атака на наше крупнейшее агентство Lenta.ru, были проблемы с «Дождем», закрыли ряд небольших независимых маленьких изданий. Поэтому мы сделали нашу «Медиазону», потому что мы были в шоке и решили реагировать не тем, что будем плакать в подушку, а тем, что попытаемся что-то поменять. Хотя было понятно, что нас тоже легко могут закрыть. Но пока мы работаем, хотя и с трудностями. На нашего корреспондента Егора Сковороду было совершено нападение недавно на территории Ингушетии, на границе с Чечней. Их машина была сожжена, были украдены все вещи, водителю сломали ногу и руку, сожгли автомобиль, который его «кормил».

— У вас не было ощущения, что вы вышли из тюрьмы и тоже оказались в какой-то своего рода тюрьме?

— Естественно. Это сравнение возможно, потому что одно иерархическое общество очень похоже на другое. Россия и так раньше была устроена по принципу вертикали. Путин как выходец из спецслужб пытался устроить страну понятным ему образом — вертикальной иерархической структурой. В этом смысле она и раньше напоминала тюрьму, но сейчас она напоминает такую особенно жесткую, как говорят в тюрьме, ссученную колонию, где людям, которые хотят жаловаться, писать заявления в компетентные инстанции, проявить правду, им живется очень плохо. Их сажают во внутреннюю тюрьму, в карцер, избивают, иногда убивают, доводят до голодовок. В общем, теперь сравнение не только такое структурное и философское, а непосредственно физическое. Если ты против — тебя могут убить.

— А если говорить об арт-протесте, вот например, художник Павленский (российский художник-акционист, его политические «арт-акции«, например сожжение двери здания ФСБ в Москве, вызвали широкий общественный резонанс и послужили основанием для назначения ему судебно-психиатрических экспертиз — прим. ред.), что можно сказать об этом? Имеет ли такой протест место и пространство?

Контекст

Толоконникова. Сто дней до свободы

Радио Свобода 23.11.2013

Толоконникова в аду мордовской колонии

Le Monde 25.09.2013

Толоконникова объявила в колонии голодовку

Русская служба BBC 23.09.2013

Толоконникова пожаловалась на немецкую газету

Deutsche Welle 12.03.2013 — Пространство есть всегда. Петя Павленский — один из величайших художников современности. Я его друг и вместе с тем почитатель. Петя Павленский отражает сейчас свое время гораздо лучше, чем Pussy Riot. Если бы Pussy Riot сейчас вышли на площадь и сделали яркое карнавальное действие — это было бы совершенно не о современной России. Когда мы это делали — в конце 2011 начале 2012 года, атмосфера была совершенно другая, и Pussy Riot отражали дух времени, как это должен делать настоящий художник. Мы были веселыми и несколько наивными, надеявшимися на то, что что-то может поменяться.

Если бы мы то же самое делали бы сейчас — это для нас как художников был бы провал, потому что если ты отражаешь дух времени, ты должен отражать дух отчаяния, боли, апатии. Это то, что сделал Павленский, когда прибил свою мошонку к брусчатке. И последней акцией он как раз пытался показать выход из этого состояния, пытался рассказать нам о том, что в борьбе с репрессивными правоохранительными органами даже один человек может сделать очень многое. И он пошел и спалил дверь ФСБ и до сих пор своими выступлениями в судах, смелым поведением в тюрьме показывает, что один человек может действительно сделать многое, служить примером для других и ободрять.

— Ваш клип «Чайка» эстетически сильно отличается от того, что вы делали с Pussy Riot. Внешне. Что заставило вас сменить панк на гламур?

— Я бы стала называть это гламуром. Во-первых, герой — прокурор и эстетика во многом продиктована этим миром, в котором они живут. Они носят каблуки, я в своей жизни не ношу каблуки. Может быть мейк ап немного наивный и яркий, но это то, что отличает российских прокуроров. Если вы зайдете в суды, то часто они выглядят ровно так. Что касается смены эстетики — то это будет происходить и дальше, потому что, как я говорила и раньше, художник — это продукт. Если он становится понятным удобным продуктом — это дизайн, если ты повторяешься, даже панк-эстетику постоянно продаешь, то ты становишься продуктом. Я не хочу быть таким продуктом, поэтому с каждым моим новым клипом, музыкой, каждой новой песней мне хочется взрывать мозги и вызывать непонимание. Что удалось достичь с помощью такой радикальной смены стиля в «Чайке».

— Судя по российским развлекательным передачам, попсе и юмору, складывается такое впечатление, что Россия достаточно раскрепощенная страна, вы с этим согласны?

— Да нет. Я однажды смотрела только Павла Волю, потому что у меня не было вариантов его не смотреть, я была в месте, откуда не могла уйти. Он делает очень сексистские и расистские шутки. Есть другие комедианты, «Наша Раша» — может быть они неплохи по уровню юмора, если бы они выбирали другую тематику, то вполне могли бы быть на уровне западных комедиантов. Но они потакают консервативному, что есть в русском сознании, ксенофобному. А делают на основании того, что посмотрите, у человека другой цвет кожи — как это смешно! Женщина выглядит по-другому, чем мужчина, она долго собирается на свидание. Господи, я никогда в жизни долго не собиралась на свидание. Я собираюсь, если мне нужно, за пять минут. И эти вот классические консервативные шутки наводняют наше телевизионное пространство, поэтому я бы не сказала, что они очень продвинутые. И им нужно много работать над собой, если они хотят быть конкурентоспособными с Западом. То же касается и российской поп-музыки, музыкальной индустрии

Я совершенно не против поп-культуры, но российскую поп-музыку просто невозможно воспринимать всерьез, потому что она занимается самоповторением и, вероятно, это происходит из-за недостатка конкуренции. А из-за недостатка конкуренции люди всегда начинают халтурить, они по-прежнему могут получать деньги, но при этом не делают никакого продукта, который мог бы быть интересен и конкурентоспособен. Это то, что происходит в любой замкнутой культуре. Почему-то это происходит в таких странах, как Болгария тоже. Болгарская поп-музыка тоже очень похожа на российскую, хотя у Болгарии есть возможность разомкнуться в европейское пространство, и я надеюсь, что они это сделают. Но когда я приехала в Софию, я была неприятно удивлена качеством поп-музыки, она была такой же, как российская.

— Но одновременно со всем этим мы наблюдаем грандиозные военные парады в Москве?

— Они всегда проходили. В любой диктатуре обязательно нужно показать свой ч… символический, «Тополь-М», который реально похож на ч…, с головкой. В гипертрофированном виде это происходит в Северной Корее. Чем больше диктатуры, тем больше этот опасный железный фаллос.

— В России мы можем наблюдать женщин и в политике, и в бизнесе. Как бы вы оценили положение женщины в России?

— То, что мы наблюдаем женщин в политике и бизнесе, я думаю, это заслуга Александры Коллонтай и ее сподвижниц, которые обеспечили России возможность быть одной из первых стран, которые дали женщинам право голоса. Женщины имели равное право работать с мужчинами, правда они имели обязанность работать второй рабочий день, возвращаясь домой, но это уже другой вопрос. Достижение, безусловно, неоспоримо при том, что я оцениваю достижения российской революции 1917 года как отрицательные для российской культуры и политики. Но именно этого аспекта в женской эмансипации мы смогли достигнуть, и ни Путин, ни один консервативный политик не может это так легко забрать.

Да, женщины часто не идентифицируют себя как феминисток, они активно действуют в жизни. А может им и не нужно этого, если они могут активно действовать в жизни, достичь чего они хотят без этой идентификации. Вместе с тем, нужно их предостеречь, что они могут в какой-то определенный момент получать по носу. Например, как глава крупного бизнеса пришла на встречу с Путиным, который ко всем обращался достаточно уважительно, по имени отчеству, а к ней он обратился так: «Наташенька, зачем же вы занимаетесь бизнесом, когда ваше первое предназначение — это рожать детей». Я не имею в виду, что он имел что-то плохое, потому что такие гадкие комментарии сыплются из его уст без задней мысли, это уровень его культуры. И если мы что-то хотим поменять в плане отношения к женщине, то нужно избавляться от этого патриархального способа поведения, которое Путин прививает как нормальное.

— Насколько российское общество вообще консервативно? И насколько такие акции, как ваша в храме Христа Спасителя, способны всколыхнуть и что-то в нем изменить?

— Наша акция, цитируя лозунг Евромайдана — это капля в море. Мы делали то, что могли тогда делать, нам было мало лет, мы были горячие, юные. Я не ожидаю, что сорокалетние российские граждане, которые хотят перемен, выйдут с панк-молебном в храм Христа Спасителя. Конечно, нет. Но я думаю, что перемены возможны. Из общения с российскими гражданами, в том числе в тюрьме, я понимаю, что они не настолько консервативны, насколько хочет их изобразить Владимир Путин и, скорее, нынешний имидж России — это выбор одного человека. Но люди в России, так скажем, достаточно сексуально раскрепощены, при том, что уровень сексуального образования низок, т.е. есть над чем работать, если мы сможем достичь каких-то либеральных перемен. Люди скептически относятся к власти в целом, но при этом они не знают, могут ли они что-то поменять. Поэтому вне кухонь, которые всегда были в советское время, есть и сейчас, они всегда говорят, да, мы поддерживаем власть. Но они это делают просто потому, что это удобно, и есть негласная договоренность — если ты хочешь хоть как-то существовать, то должен поддерживать власть.

— Вы занимаетесь проблемами заключенных. Иной раз складывается впечатление, что под общий фон шансона все на своих местах, люди сидят, потом и книги пишут…

— Если они выживают для того, чтобы написать эти книги, то может быть они смогут их написать….

На этом связь по скайпу с Надеждой Толоконниковой, которая в момент интервью находилась в Америке, прервалась. Но в скором времени собеседница Delfi посетит Вильнюс — 5 мая запланировано ее выступление на ежегодной конференции LOGIN.

Официальной датой рождения группы Pussy Riot считается 7 ноября 2011 года, когда в интернете был опубликован первый их клип. За короткое время участницы группы (состав и численность их постоянно менялись) успели выступить с короткими и крайне энергичными песнями в московском метро, на крыше троллейбуса, крыше здания напротив спецприемника №1 и даже на Лобном месте на Красной площади. На Красную площадь, к слову, вышли восемь девушек, все они были задержаны , две из них были привлечены к административной ответственности.

Акция, которую участницы группы назвали панк-молебном, состояла из двух частей. Первую часть Pussy Riot провели 19 февраля в Елоховском соборе во время, когда служба в нем не велась и прихожан было немного. Участницы группы сначала выступали бесшумно, но, как только попытались исполнить строчки из своей песни, были выведены из храма охранниками.

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, этот эпизод не получил широкого освещения в СМИ, так как «девушки не успели пропеть кощунственные слова».

Вторая часть панк-молебна прошла 21 февраля в храме . Участницы в ярких платьях, с закрытыми балаклавами лицами поднялись на амвон (возвышение перед алтарной преградой или иконостасом) храма, где попытались исполнить песню «Богородица, а прогони» с хореографическим сопровождением, однако меньше чем через минуту их выгнали оттуда охранники.

Реакция на панк-молебен

Сказать, что произошедшее вызвало огромнейший резонанс, — ничего не сказать.

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев в день выступления назвал акцию «законным безобразием» во время Масленицы — времени «скоморошества и перевертышей» и заявил, что на месте ключаря храма он бы «накормил их блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения».

Правда, миролюбивую позицию резко осудил ученый совет академии, после чего сам протодиакон объяснил свои высказывания попыткой вступить в пастырский диалог и желанием «снизить градус кипения».

В свою очередь, тогдашний председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества заявил, что действия группы по отношению к православным святыням — кощунство (к слову, участники панк-группы обогатили русский язык термином «кощунницы»). По мнению Чаплина, их поступок разжег «рознь между верующими и неверующими», а «нам, православным христианам, был брошен вызов хамский, наглый и агрессивный».

Что касается патриарха Московского и всея Руси Кирилла, то он публично высказался по поводу акции лишь 24 марта 2012 года, назвав их поступок глумлением, которое может ложиться «кому-то на душу как некая доблесть, как некое правильное выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка». Он также добавил, что «каждого верующего человека (поступок Pussy Riot) не может не уязвлять».

Полярно разделились и мнения коллег Pussy Riot по музыкальной сцене. Лидер группы ДДТ сказал, что девушек надо простить, а наказывать их — «не по-православному»: «Могли бы и перед храмом все это спеть. Как человеку верующему, мне это не понравилось. Но я их простил как христианин за это хулиганство. И всем предлагаю простить, и нашей дать пример».

В то же время певица разразилась гневным сообщением на своем сайте, заявив, что участницы «панк группы Пуси Хрюси», «козы» и «дряни», оскорбили ее «как верующюю христианку до глубины души» (орфография и пунктуация авторские), причем до такой степени, что Ваенгу «аж трясет».

«А вы знаете почему эти козы не пошли в мичеть или в синагогу(? особенно в мичеть??????? Да потому что если бы они туда влезли то они бы до суда не «дошли» им бы братья мусульмане враз показали «христианское прощение»(((((((((((кишка тонка в мичеть нос сунуть».

Отметим, что представители мусульманского духовенства впоследствии высказались о действиях Pussy Riot осуждающе, однако в ситуации, если бы те действительно попробовали провести акцию в мечети, вызвали бы полицию.

В чем обвинили участниц группы

Через пять дней после панк-молебна, 26 февраля 2012 года, участницы акции были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве. 3 марта были арестованы и Мария Алехина, а 16 марта — Екатерина Самуцевич. Еще две участницы акции так и остались неузнанными.

Потерпевшими по уголовному делу о «панк-молебне» Pussy Riot в храме Христа Спасителя были признаны ранее проходившие свидетелями охранники храма — сотрудники частного охранного предприятия «Колокол-А» Белоглазов, Шилин и другие (всего восемь человек), свечница храма Любовь Сокологорская и один прихожанин, член организации «Народный собор» .

«После этой акции подняли на уши весь недавно созданный Центр по противодействию экстремизму МВД РФ, где я тогда служил, уголовный розыск московской полиции, людей из и даже работников патрульно-постовой службы полиции. Задача была одна: найти какие только возможно способы уличить Толоконникову и двух ее подружек в правонарушениях», — рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом расследования дела в отношении Толоконниковой.

По его словам, статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти любо вражды» охватывала тогда сравнительно небольшой круг преступных деяний, и к тому, что совершили участницы Pussy Riot, ее применить было нельзя. А статьи «Оскорбление чувств верующих» в российском Уголовном кодексе еще не было. «В итоге было решено привлечь их к уголовной ответственности за хулиганство.

При этом большинство старых оперов МУРа были против того, чтобы девушкам дали реальный срок лишения свободы. Они не исключали, что достаточно будет крупного штрафа и публичных извинений участниц этой, так сказать, группы.

Но победило служебное рвение сотрудников СК и молодых работников центра «Э», — добавил он.

До вынесения приговора суда девушек содержали под стражей. Все арестованные были обвинены в хулиганстве по мотивам религиозной вражды. По данным следствия, Толоконникова, Самуцевич и Алехина готовились к акции заранее и тщательно все планировали. «Распределили между собой роли и намеренно приобрели для облачения одежду, явно и очевидно противоречащую общим церковным правилам, требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада церкви», — говорилось в обвинении.

Кроме этого, следствие отдельно отметило, что некоторые детали одежды Pussy Riot, в частности балаклавы и «короткие платья, оголяющие определенные части тела», «увеличивают опасность совершенного деяния и придают ему вид злонамеренно осознанной и тщательно спланированной акции по унижению чувств и верований многочисленных приверженцев православного христианского вероисповедания и умалению духовной основы государства».

Согласно обвинительному заключению, перед визитом в главную церковь страны активистки сделали все возможное, чтобы оповестить о своем мероприятии как можно больше людей, а сам визит должен был «спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле».

В показаниях свидетелей действия участниц Pussy Riot в храме описаны так: «Прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам». Охранники, ключарь и прихожане сообщили, что активистки «хаотично махали руками и ногами, пританцовывали и приплясывали», «их поведение, мягко сказать, было неподобающее, а фактически нарушало все мыслимые и немыслимые общепринятые правила поведения в храме» и что панк-молебен их всех задел и оскорбил.

Акция в храме вызвала у потерпевших одни и те же чувства — негодование, раздражение и обиду. Отдельно все они в унисон отметили «сильную душевную боль», потому что инцидент произошел на последней неделе перед постом. Заявлениям активисток, сообщавших, что они хорошо относятся к православию, потерпевшие не верят. Они посчитали, что слова «срань Господня» — это хула на Иисуса Христа, а тот факт, что активистки крестились и кланялись, восприняли как пародию на действия православных верующих.

«Они высмеивают высокую роль матери — рождение детей — и призывают к бесцельному протесту, войне всех против всех». Кроме этого, свидетели, проходящие по делу, сочли, что во время панк-молебна активистки умудрились «поглумиться над православными традициями» и «использовали подмену понятий».

Последняя экспертиза по делу Pussy Riot охарактеризовала танцы участниц как «развязные», «вульгарные», «развратные», «неуместно откровенно сексуализированные», «сексуально распущенные», в том числе из-за исполнения акции в ХХС, непристойной одежды и «высокого поднимания ног выше пояса».

Приговор Pussy Riot

17 августа 2012 года все арестованные были приговорены по статье «Хулиганство» (ч. 2 ст. 213 УК РФ) к двум годам лишения свободы в . Впрочем, 10 октября 2012 года изменил наказание Самуцевич на условное и освободил ее в зале суда. Решение объяснялось тем, что она практически не участвовала в самом панк-молебне, поскольку была задержана охраной на амвоне сразу после начала акции.

Во время процесса над участницами Pussy Riot в их поддержку или против их действий успели высказаться, кажется, все, включая первых лиц государства и мировых звезд шоу-бизнеса, в том числе или . 23 апреля 2012 года председатель назвала панк-молебен в храме Христа Спасителя «возмутительным» и «безнравственным» поступком, добавив, что девушек можно и отпустить. 26 апреля 2012 года премьер-министр Дмитрий заявил, что, как «воцерковленный человек», он считает, что участницы Pussy Riot получили то, на что рассчитывали, — популярность. Он же 12 сентября заявил о том, что наказание осужденным должно быть условным.

Что касается реакции президента РФ Владимира Путина, то 7 марта 2012 года, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, он назвал акцию «отвратительной». 2 августа 2012 года, до вынесения приговора, Путин предположил, что если бы девушки «поехали бы на Кавказ, зашли и осквернили какую-либо святыню мусульман, то мы даже не успели бы взять их под охрану». Однако он добавил, что «строго судить участниц за это не надо», и выразил надежду, что «они сами сделают какие-то выводы». 7 октября 2012 года (за несколько дней до кассации в Мосгорсуде) Путин заметил, что не оказывал воздействия на судебную систему и не добивался осуждения девушек:

«Вопреки моим ожиданиям дело стали раскручивать и докатили до суда, а суд залепил им двушечку… Я здесь ни при чем. Они этого хотели, они это получили».

Чем занялись участницы после тюрьмы

23 декабря 2013 года, за два месяца до окончания срока заключения (в марте 2014-го), Надежда Толоконникова и Мария Алехина вышли на свободу по амнистии, принятой к 20-летию российской Конституции.

После освобождения Надежда Толоконникова вместе с Марией создала движение в защиту заключенных «Зона права». Обе девушки участвовали в акциях протеста в поддержку узников так называемого «болотного дела». Как вспоминает корреспондент «Газеты.Ru», на приговоре 12 фигурантам этого дела их попытался задержать ОМОН перед зданием Замоскворецкого суда Москвы, но в итоге толпа окружила участниц панк-группы, и в автозак удалось запихнуть только Алехину.

«Через относительно недолгое время у Алехиной возник конфликт с Толоконниковой, это очень разные и сильные люди, которым нелегко вместе. В любом случае, проект Pussy Riot сейчас жив и в его рамках иногда проводятся определенные акции», — рассказал «Газете.Ru» источник, близкой знакомый с Алехиной и Толоконниковой.

По его словам, обе девушки смогли извлечь материальную выгоду из своего положения. «Надежда вместе со своим мужем Верзиловым активно выступали на Западе, где у них есть неплохие завязки и сейчас.

В настоящее время в США разворачивается активная кампания леворадикалов против Трампа и его действий. Насколько я знаю, Толоконникова планирует принять в ней участие», — сообщил собеседник «Газеты.Ru».

Он добавил, что Алехина ориентирована в большей степени на внутренний рынок, в том числе и потому, что не очень хорошо владеет английским языком, но тем не менее выступает в России с панк-концертами. Обе девушки также активно сотрудничают с онлайн-СМИ «Медиазона».