Восточный лунно солнечно планетный 60 летний календарь. Летоисчисление в древнем китае

Текущая страница: 2 (всего у книги 5 страниц)

Шрифт:

100% +

Григорианский календарь

Год в юлианском календаре составлял 365 суток и 6 часов. Длина тропического года на 11 минут и 13.9 секунд короче (365 суток 5 часов 48 минут и 46,1 секунд). Данная погрешность накапливаясь образует за 128 лет и 68 суток огромную величину – 24 часа. Из-за этого уже к концу 16 века весеннее равноденствие сдвинулось на 10 суток, приходилось не на 21, а на 11 марта, что вызывало недопустимый сдвиг праздника Пасхи.

В 1582 году бывший профессор канонического права Болонского университета Уго Буонкампеньи, ставший в 1572 году римским папой Григорием XIII, создал специальную комиссию из нескольких священнослужителей и астрономов. Комиссия, в состав которой вошли известный профессор астрономии и математики Болонского университета Игнатий Данти, итальянский математик, преподаватель медицины университета г. Перуджи, врач Луиджи Лилио Гаралли (Алоизий Лилий), начала разработку новой календарной реформы. Была исправлена погрешность, накопившаяся за весь период, весеннее равноденствие вновь вернулось в точку 21 марта. Новая календарная система получила название григорианского календаря или «нового стиля». Лишние сутки в григорианском календаре с погрешностью 26 секунд за год вместо прежних 11 минут 14 секунд накапливаются за 3300 лет.

В 1582 – 1583 гг. на новый стиль перешли страны, где утвердилась католическая церковь – Италия, Испания, Франция, Польша, Португалия, Голландия, Люксембург и Бавария, в 1584 г. – Австрия и Швейцария, в 1587 г. – Венгрия, в 1610 г. – Пруссия. Позднее на григорианский календарь перешли в 1700 г. Германия, Норвегия, Дания, в 1752 г. – Великобритания, в 1753 г. – Швеция и Финляндия, в 1916 г. – Болгария, в 1919 г. – Сербия и Румыния, в 1924 г. – Греция, в 1925 г. – Турция, в 1928 г. – Египет.

Календари России

На Руси первая попытка регламентировать хозяйственную жизнь была предпринята в «Изборнике» Святослава в 1076 г. До принятия христианства в древней Руси счет времени вели по четырем сезонам года, началом года считались первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию, важным сезоном – лето. В 988 году Русь приняла христианство и юлианское летоисчисление, но с некоторым отклонением – новый год начинался с 1 марта. Летоисчисление вели «от сотворения мира», согласно византийскому варианту этой мифической даты – 5508 год до н.э.

Названия месяцев в русском языке произошли от латинских, а в украинском и других славянских языках – от сезонов года:


Январь – сечень (сечь, рубить лес для топки), крышень, просинец (просвет в облаках)

Февраль – лютень, лютый (холодный)

Март – березень, сухой

Апрель – квитень, цветень

Май – травень

Июнь – кресень, червень, изок (кузнечик)

Июль – липень

Август – серпень, жнивень

Сентябрь – вересень, велесень, зарев

Октябрь – листопад, жовтень, овсень

Ноябрь – грудень

Декабрь – студень


Октябрь на Руси назывался листопад, на Украине, учитывая разницу в климате, это ноябрь, а декабрь – грудень.

С 1492 году н.э. (в 7001 году «от сотворения мира») новый год на Руси стали отмечать по церковному календарю с 1 сентября. Лишь через 208 лет по указу Петра Великого были установлены даты начала года и летоисчисления.

В указе от 20 декабря предписывалось 31 декабря 7208 года «от сотворения мира» считать 1 января 1700 года «от рождества Христового», т. е. по нынешнему обозначению нашей эры. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Позднее по приказу Петра Великого в Амстердаме были созданы «святцы или календарь, содержащий совершенное провещание дней и затмений солнечных и лунных». Особой популярностью пользовался вышедший в 1709 году стенной календарь, составленный библиотекарем Василием Киприяновым «под надзрением Генерала Лейтенанта Якова Вилимовича Брюса». После 1728 года исключительное право на издание календарей перешло к Российской академии с обязательным «указанием затмений солнечные, месячные рождения и полны месяц с четвертями». Отрывные и специализированные календари начал печатать книгоиздатель И. Д. Сытин.

Реформа календаря была проведена после революции 1917 года. 24 января Совет народных комиссаров РСФСР принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря», вступившего в силу с 1 февраля 1918 года. После 31 января первым днем считать не 1, а 14 февраля, в связи с этим февраль 1918 года был самым коротким месяцем, так как его сократили на 13 дней. «Старое» первое января стало совпадать с новым четырнадцатым января, благодаря чему возникла традиция отмечать приход «старого» Нового года в ночь с 13-го на 14-е января.

Вся поверхность земного шара условно разделяется меридианами на 24 часовых пояса протяженностью каждый в 15 градусов (1 час) по долготе.


рис 1. Часовые пояса на территории России


За нулевой принят пояс, средним меридианом которого является Гринвичский, от которого нумерация поясов ведется с запада на восток. Номер каждого часового пояса показывает, на сколько целых часов время данного пояса отличается от всемирного. Время нулевого пояса называют западно-европейским, первого пояса – средне-европейским, второго пояса – восточно-европейским. В целях лучшего использования естественного солнечного света и эффективного наращивания нагрузки на электросеть во многих странах мира устанавливается летнее время.

В России переход на летнее время ранее осуществлялся в 2 часа ночи последнего воскресенья марта переводом часовой стрелки на час вперед, обратный перевод – в последнее воскресенье октября на час назад. Сейчас переход отменен.

Христианство, календарь и генофонд

Христианство не может не учитывать влияние космоса. В своем обращении вокруг Солнца наша планета проходит через четыре важные точки равноденствия и солнцестояния. Началом года всегда считались первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Дни весеннего и осеннего равноденствия знаменуют начало астрономической весны и осени. В этих точках Солнце переходит соответственно из южного небесного полушария в северное (20 или 21 марта) и из северного полушария в южное (22 или 23 сентября). Только два раза в год в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси ее вращения и поэтому только два раза в год день и ночь равны и длятся по 12 часов (равноденствие).

Дни летнего (22 июня) и зимнего (22 декабря) солнцестояния знаменуют соответственно начало астрономического лета и зимы. В этих точках орбиты происходит кардинальное изменение качеств магнитного поля Земли, резкая смена погоды вызывает у людей нарушение внутреннего равновесия, негативно отражается на физическом и психическом состоянии человека.

После осеннего равноденствия начинаются холода, все в природе засыпает, снижается активность. На период зимнего солнцестояния приходится 40-дневный Рождественский пост. День начинает прибывать, планета прогреваться. В этот период в организме скапливается много слизи, что ослабляет иммунную систему.

В период весеннего равноденствия начинается 48-дневный Великий пост, во время которого организм очищается. С летнего (22 июня) солнцестояния начинается жаркий период, Солнце занимает самое высокое положение на небосводе. Начинается Петров пост, его продолжительность длится от 8 до 42 дней в зависимости от дня Пасхи.

Двухнедельный Успенский пост подготавливает к переходу от жары к похолоданию. Помимо многодневных постов, их общая продолжительность составляет в году от 110 до 144 дней, существуют и однодневные посты – каждые среда и пятница. В среднем за год постов набирается от 184 до 198 дней. Вегетарианская диета позволяет очистить человека от зашлакованности, прежде всего, от избытка холестерина, повысить иммунитет к вирусам и микробам.

Более половины года у христиан длится пост, во время которого под запретом были не только продукты животного происхождения, но и возбранялись супружеские отношения. Посты регулировали зачатие и рождение детей. Рождение детей, зачатых в Великий пост, приходится на холодный и темный период года. Исключался из зачатия и рождения период ранней весны, когда организм обеднен витаминами и устал от холода и недостатка света. Больше всего долгожителей приходится на февраль и март, то есть зачатые сразу после Великого поста.

Статистические исследования установили: максимум рождений больных шизофренией приходится на холодное время года даже на Филиппинах. Рождение детей с врожденной патологией (пороки сердца и органов, эндокринные заболевания, олигофрения и др.) в большинстве случаев связано с зачатием в дни поста.

Итак, посты позволяли человеку в тяжелые периоды года не только перенести любые резкие изменения погоды, перепады атмосферного давления, но и регулировали зачатие и рождение детей с дефектной психикой и врожденной патологией. Главное, христианская православная календарная система, учитывая ритмы и воздействие вселенной, несет в себе не только мудрость столетий и тысячелетий, но и позволяет регулировать численность и генофонд народа.

ГЛАВА 2 Восточный календарь

Солнечно – лунный календарь возник в древнем мире позже лунного, о существовании солнечно – лунного календаря известно из указов вавилонского царя Хаммурапи (2067-2025 гг. до н.э.). Здесь начало года приурочено к новолунию в созвездии Водолея. В Китае для отсчета циклов принята легендарная дата начала правления Хуан-Ди – 2637 год до н.э., в 1984 году начался 78-й цикл.

В странах Восточной Азии с древних времен при составлении календарей большое внимание придавали Юпитеру. Идея создания 12-летнего животного календаря принадлежит кочевникам Центральной Азии, которые установили, что Юпитер примерно за 12 лет делает оборот вокруг Солнца. Исходя из практики, кочевники установили связь между циклом Юпитера и жизнью крупного скота, в первую очередь, лошадей.

Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30 градусов и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно – лунно – юпитерианский 12-летний календарь. В популярном сейчас циклическом календаре летоисчисление ведется не столетием, а циклами по 60 лет. Каждый цикл состоит из шести периодов 10 «небесных стволов» и пяти периодов 12 «земных ветвей». Десятеричный цикл «небесных стволов» обрел структуру из пяти сторон света, пяти внутренних органов человека, пяти цветов, шагов, сезонов.

12 «земных ветвей»

Двенадцатеричный цикл повторяется в кругообороте. От начала 60-летнего цикла цвета меняются каждые два года, чередуются мужской и женский годы. Каждому 12-летнему периоду присвоен символ животного. Согласно преданию, Будда позвал к себе всех животных, обещая награду первым двенадцати. Первыми пришли поклониться умирающему Будде по очереди следующие животные:

Крыса, мышь – 1924, 1936, 1948, 1960, 1972, 1984, 1996, 2008, 2020

Буйвол, вол, бык, корова – 1925, 1937, 1949, 1961, 1973, 1985, 1997, 2009, 2021

Тигр – 1926, 1938, 1950, 1962, 1974, 1986, 1998, 2010, 2022

Кот, заяц – 1927, 1939, 1951, 1963, 1975, 1987, 1999, 2011, 2023

Дракон – 1928, 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000, 2012, 2024

Змея – 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001, 2013, 2025

Лошадь – 1930, 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002, 2014, 2026

Коза, овца, баран – 1931, 1943, 1955, 1967, 1979, 1991,2003, 2015, 2027

Обезьяна – 1932, 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004, 2016, 2028

Петух, курица – 1933, 1945, 1957, 1969, 1981, 1993, 2005, 2017, 2029

Собака, пес – 1934, 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006,2018, 2030

Кабан, свинья – 1935, 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007,2019, 2031

В награду они получили право раз в двенадцать лет владеть временем и судьбами людей. Повторяясь каждые 12 лет, данный цикл оказывает влияние на все и всех. Каждого ребенка, родившегося в год того или иного животного, судьба одаривает свойствами и качествами этого животного. В отличие от западного человека, который смотрит на крысу с отвращением, на Востоке крыса олицетворяет чутье, ловкость, способность выйти из самых сложных ситуаций. Ряд животных составлен очень логично и тщательно, одно перетекает в другое.

За активной, агрессивной крысой идет спокойный трудолюбивый вол, за ним следует тигр. За хищником наступает черед трусливого и пугливого зайца, далее – символ королевского герба дракон, который любит красивые зрелища и большие скопления людей.

За императорским отличием следует мудрая змея, за ней – несется дикая лошадь, затем прыгает славная коза, за ней – беспокойная обезьяна, гордый петух, преданная собака. Завершает год из животного ряда добродушный кабан. Через двенадцать лет все повторяется в том же порядке. Каждое животное имеет свои плюсы и минусы, свои дурные и положительные качества. Судьба самого человека зависит от того, насколько он может развить хорошее и усмирить плохое начало.

Итак, животный ряд позволяет выявить 12 архетипов человека, определяющих общий склад души, характер, нрав человека.

Юпитер и животный ряд

Повторяется данный цикл каждые двенадцать лет и означает определенное положение Юпитера в знаке Зодиака:

Крыса, мышь – Юпитер в знаке Козерога

Буйвол, вол, бык, корова – Юпитер в знаке Водолея

Тигр – Юпитер в знаке Рыб

Кот, заяц – Юпитер в знаке Овна

Дракон – Юпитер в знаке Тельца

Змея – Юпитер в знаке Близнецов

Лошадь – Юпитер в знаке Рака

Коза, овца, баран – Юпитер в знаке Льва

Обезьяна – Юпитер в знаке Девы

Петух, курица – Юпитер в знаке Весов

Собака, пес – Юпитер в знаке Скорпиона

Кабан, свинья – Юпитер в знаке Стрельца

В середине второго тысячелетия до новой эры у народов Восточной Азии появилась иероглифическая письменность, что позволило накопить сведения, позволяющие обосновать выявленные закономерности природы. Изучая движение планет и их циклы, составители календарей подобрали такое соотношение периодов обращения двух самых больших планет Юпитера и Сатурна, при котором исключался бы дробный результат деления.

За основу цикла было принято время двух оборотов Сатурна по 29,4 лет и пяти оборотов Юпитера по 11, 9 лет; итого новый цикл составил 60 лет.

Таким образом, действующий несколько тысячелетий во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Лаосе, Монголии, Таиланде, Японии и других странах Азии 60-летний календарь представляет хронологическую систему, основанную на астрономических циклах движения Солнца, Земли, Юпитера и Сатурна. Год по восточному календарю начинается не с 1 января, а с момента новолуния, когда Солнце находится в зодиакальном знаке Водолея, то есть в период с 21 января по 19 февраля.

Стихии первоэлементов, стороны света, цвета, сезоны, внутренние органы человека

Помимо характера животного тип человеческой души определяют пять стихий, которые связаны со временем нашего рождения. Так как в каждом 60-летнем календаре одно и то же животное встречается пять раз, для уточнения характеристик используются дополнительные параметры – цвет, талисман года, планета года, время года, магическое число, направление стороны света – север, юг, запад, восток, центр.

Это соответствовало мировоззрению восточной философии. Цифра пять являлась символом пяти первоэлементов природы – дерева, огня, металла (железа), воды, земли, которым соответствуют разные цветовые обозначения – синий или зеленый, красный, желтый, белый, черный, соответствующие географические направления, внутренние органы человека и времена года.

Со временем года тесно связаны знаки Зодиака, в котором они себя наиболее активно проявляют. Змея заканчивает зимнюю спячку весной, у кролика первое потомство появляется в марте-апреле. Мыши и крысы размножаются в знойные дни июля, кабанов и свиней выгоняют в поле в августе, чтобы они взрыхлили и удобрили землю. В октябре, в период господства «петуха», красивого и агрессивного воина, в древности всегда готовились к военным походам.

Согласно Восточному календарю, четный год – активный мужской год – первозданная сила ян, мужской год курирует старший брат; нечетный год – пассивный женский – инь или младший брат. Стихии восточного календаря меняются через каждые два года, цикл из пяти стихий первоэлементов составляет 10 лет.

Согласно восточной философии, каждый родившийся элемент обретает качества и свойства стихии, соответствующей данному периоду времени. Огненный Петух 1957 года – волевой, целеустремленный, жесткий, требовательный настоящий лидер, которому должны все подчиняться, сраженные его интеллектом и яркой внешностью. Земляной Петух 1969 года – практичный стратег и тактик, который просчитает свои шаги наперед, не оглядывается по сторонам и умеет достигать поставленную цель. Металлический Петух 1981 года ориентируется в финансовых вопросах, преуспевает в бизнесе только с хорошей командой, хотя бывает нетерпимым и резким.

Водяной Петух 1993 года всегда имеет свое мнение и дар убеждения. Он легко переманивает на свою сторону благодаря юмору, откровенности и искренности. Деревянный Петух 2005 года – надежная личность, которая не обманет, не предаст. Он займет высокое положение, если будет ставить выполнимые цели. Огненный Петух 2017 года во имя порядка предпочтение отдает военному порядку.

Год, оканчивающийся на цифру 0 и 1, – это год металла, которому соответствует белый цвет, например, 1991 год – год металла и белой Козы, 2000 год – год металла и белого Дракона. Стихию металла курирует Венера.

Год, оканчивающийся на цифру 2 и 3, – это год воды, которой соответствует черный цвет, например, 1992 год – год воды и черной Обезьяны, 2003 год – год воды и черной Козы. Стихию воды курирует Меркурий.

Год, оканчивающийся на цифру 4 и 5, – это год дерева, которому соответствует синий цвет, например, 1994 год – год дерева и синей Собаки, 2005 год – год дерева и синего Петуха. Стихию дерева курирует Юпитер.

Год, оканчивающийся на цифру 6 и 7, – это год огня, которому соответствует красный цвет, например, 1997 год – год огня и красного Быка, 2006 год – год огня и красной Собаки. Стихию огня курирует Марс.

Год, оканчивающийся на цифру 8 и 9, – это год земли, которому соответствует желтый цвет, например, 1998 год – год земли и год Тигра, 2009 год – год земли и желтого Быка. Стихию земли курирует Сатурн.

Стихии меняются каждые десять лет. Дерево рождает огонь, огонь – землю, земля рождает металл, металл – воду, вода – дерево. Огонь – тепло, летнее буйство жизни и роста. За летом следует бабье лето, пора созревания. Земля – символ устойчивости, равновесия. Металл – время запасов на зиму. Вода – зима, холод, застой и смерть. Дерево олицетворяет ветер и гнев.

Дружественные и недружественные союзы

Рассматривая годы 12-летнего цикла, следует обратить внимание на группировку сил, так как существует понятие дружественных и недружественных годов между собой. В Восточном календаре приняты следующие дружественные союзы:

1. Петух, Буйвол, Змея (нечетные годы),

2. Тигр, Собака, Лошадь (четные годы),

3. Кот, Коза, Кабан (нечетные годы),

4. Обезьяна, Крыса, Дракон (четные, високосные годы).

Каждая (по три года) в отдельности группа дружна между собой. Люди, родившиеся в своей группе, часто вступают в брак, само время благоволит им и дает удачу в делах. Группа нечетных годов – Петух, Буйвол, Змея всегда противоборствует другой группе нечетных годов – Кот, Коза, Кабан, между ними не следует заключать брак, делать совместный бизнес, крепить дружбу. По аналогии строятся отношения между группами четных годов: Тигр, Собака, Лошадь – Обезьяна, Крыса, Дракон. Отношения между четными и нечетными годами – нейтральные.

В восточном календаре используется двойная неделя, она характеризует наше отношение к труду, нашу деятельность, возможные перспективы карьеры, социальной и политической жизни. День в восточном календаре символизирует ту часть души человека, которая производит первое впечатление на окружение.

Дерево – восток – весна – синий – печень – Юпитер

Эта стихия требует милости и справедливости, благородства и великодушия. Она соответствует весне и означает подъем, начало, ее цвет зеленый или синий. Этот цвет приносит мир и спокойствие, выздоровление в дни болезни, отдых после усталости. Стихия Дерева связана с Востоком, поэтому окна и двери домов этих людей должны выходить на восток. Спать они должны головой на Восток, каждое утро встречать радостно, с молитвой.

Дерево связано с печенью и желчным пузырем, с гневом и сумасбродством, с глазами и мускулатурой, с кислым вкусом и острым ароматом.

Когда миром правят люди дерева, господство не так тяготит, поскольку дерево сдерживает свою агрессивность. Важные вопросы стараются разрешить не с оружием в руках, а переговорами, которые приносят мир и согласие. В своей работе эти люди стараются быть предупредительными, вежливыми, благожелательными, добросовестными, великодушными. Словом, своей мощью, благородством и покоем они напоминают мощный дуб.

Небо - великий календарь. Способность читать небесный календарь всегда была буквально вопросом жизни и смерти. Большинство всех календарей при их создании привязывалось к движениям планет Солнечной системы, совместным положениям Луны, Земли и Солнца.

С 2637 года до н.э. ведется начало китайского или восточного календаря, где годы объединены в циклы продолжительностью в 60 лет. Его главные пять стихий - небесных ветвей - появились около 2700 лет до н.э., а позже к ним добавились земные ветви - названия животных - 12 знаков Зодиака. Летоисчисление по циклическим таблицам начиналось с момента, когда день зимнего солнцестояния совпадал с новолунием и Солнце, Луна и все пять планет были одновременно видны в одной стороне неба - день ШАНЮАНЬ , .

Восточный календарь из Китая проник в Японию, Монголию, другие страны, став частью культуры многих европейских стран, а также России.

Шестидесятилетний календарь построен как бесконечный круговорот пяти первоэлементов. Смены стихий 10-летнего цикла сопровождаются изменениями погодных условий и энергии. И система знаков Зодиака восточного календаря (мышь, бык, тигр и т.п.) связана с 12-летним циклом природных явлений и движением небесных тел.

На основе многовековых наблюдений китайских, а позже и японских мыслителей возникли представления о том, что люди, родившиеся в год того или иного знака Зодиака, стихии, обладают особыми чертами поведения, а тот или иной период восточного календаря характерен своими социальными процессами. Так, пяти стихиям в известной «Книге перемен» отвечали пять функциональных уровней психики: низшая душа; стремление; высшая душа; рассудок; разум. При этом в семантику Ян входили понятия знание, притяжение, оформление; Инь - незнание, отталкивание, неоформленность , , .

По мнению древних китайских натурфилософов, мир состоит из пяти первоэлементов - пяти стихий, связанных с пятью планетами. Им отвечают пять явлений природы (ветер, холод, жара, свет, дождь); частей света, цветов, органов тела человека, пять звуков и пять добродетелей. Например: стихии дерева отвечает Юпитер, синий цвет; жара, весна, селезенка, восток, человечность , звук цзюе. Стихии огня - Марс, красный цвет; лето, легкие, юг, знание, воспитанность , звук чжи , , . В европейском календаре годам стихии «дерева» соответствуют годы, оканчивающиеся на 4 и 5 (1904, 1905; 1914, 1925 и т.д.).

В Китае применялся особый способ для обозначения возраста человека - название года стихии и знака Зодиака 60-летнего цикла. Причем, праздновался год рождения, а не конкретная дата. И как раньше старались скрывать истинное имя, чтобы враг не воспользовался им во зло, так и истинную дату рождения некоторые китайцы скрывают по той же причине.

И по китайской, и по японской философии считалось, что родившийся в определенный год человек должен иметь одно из пяти врожденных свойств и ряд характерных качеств; жизнь человека с момента рождения зависит от сочетания в его организме пропорций «пяти стихий» и Ян - Инь. И брак считался невозможным или, напротив, счастливым, если молодые родились в соответствующие периоды , . Система знаков Зодиака и стихий восточного календаря глубоко проникла в представления японцев, по которым люди, родившиеся в год того или иного знака Зодиака, стихии, обладают особыми чертами поведения .

И, современная политика, экономика Китая планируется с учетом 60-летнего календаря, цикличности изменений в природе и сопряженных с этим изменений в обществе. В китайскую, тибетскую медицину, в книги, посвященные регуляции семейных отношений, органично вошли многовековые наблюдения, отражающие биоритмику человека и ритмы природы, астрономические циклы.

Анализ данных энциклопедий и сведений о нобелевских лауреатах позволил исследователям обнаружить различия в креативности в связи с годом рождения по 12-му циклу восточного календаря , .

Исследования показали, что смена фаз Луны, изменения в совместном положении планет Солнечной системы отражаются на величине потока солнечной радиации. Луна является основным помощником в распределении солнечной энергии по поверхности Земли, регулятором космического и галактического излучений, электромагнитных полей, гравитационных возмущений в пределах Солнечной системы и на Земле , , , , . Выяснилось, что многолетняя повторяемость в движении Луны тесно связана с погодой на Земле, циклами роста рыбных ресурсов и другими процессами. Эти закономерности используются при долгосрочном прогнозировании погоды .

Приведенный анализ литературы позволил выдвинуть следующую гипотезу: а). в основе циклов Восточного календаря лежат ритмы астрономических явлений и обусловленные ими ритмическая изменчивость ведущих погодных факторов; б) циклическая вариативность погодных условий должна сказываться на темпах роста и развития зародышевых листков, формировании индивидуальности человека и текущих психофизиологических процессах. Для подтверждения первой части гипотезы мною были изучены и проанализированы все астрономические календари и ежегодники с конца XIX века по 2004 год, другие источники. Важнейшие сведения были найдены в переменной части астрономических ежегодников. В разделе под названием «Астрономические явления» указаны даты соединения планет с Луной и Солнцем. Из этих сведений были обработаны те, что приходились на новолуния, когда на одной линии оказываются Земля, Луна, планета и Солнце. В такие периоды погода на Земле испытывает наибольшее и достаточно протяженное во времени возмущение.

Математическая обработка показала циклическую повторяемость численности соединений планет с Луной и Солнцем. А именно: среднегодовые показатели числа соединений Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна с Солнцем или Луной в период новолуний в разные годы 10-летнего, 12-летнего циклов по Восточному календарю достоверно различаются, p ≤0,05÷0,005. С учетом многовековой и тысячелетней стабильности движения планет Солнечной системы, выявленные различия должны быть значимыми на очень высоком уровне. Мною были подсчитаны усредненные также показатели космической и региональной (по Санкт-Петербургу) погоды: потенциал приливообразующей силы Луны и Солнца - G , солнечной активности по числам Вольфа - W , межпланетного магнитного поля - ММП , температуры и осадков. Как оказалось, конкретному периоду по Восточному календарю, знаку Зодиака или стихии, отвечает определенное сочетание показателей соединений планет; индексов космической и региональной погоды.

Рис.1. Вариации числа соединений четырех планет с Луной в дни новолуний для 10-летнего цикла восточного календаря. По ординате - число соединений, по абсциссе - годы стихий восточного календаря: 0,1 - металла; 2,3 - воды; 4,5 - дерева; 6,7 - огня; 8,9 - земли. Условные обозначения: СтЛ, ЮпЛ, МрсЛ, ВнЛ - число соединений Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры с Луной в дни новолуний.

Рис.2. Вариации суммарного числа соединений Луны и пяти планет в дни новолуний для 10-летнего цикла восточного календаря (ССЛ). По ординате - число соединений, по абсциссе - годы стихий восточного календаря: 0,1 - металла; 2,3 - воды; 4,5 - дерева; 6,7 - огня; 8,9 - земли.

Рис. 3.Вариации числа соединений планет с Луной в дни новолуний для 12-летнего цикла восточного календаря. По ординате - число соединений, по абсциссе - годы знаков Зодиака Восточного календаря. Условные обозначения: СтЛ, ЮпЛ, МрсЛ, ВнЛ - число соединений Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры с Луной в дни новолуний.

Рис. 4. Вариации суммарного числа соединений - ССЛ пяти планет с Луной в дни новолуний для 12-летнего цикла восточного календаря. По ординате - число соединений, по абсциссе - годы знаков Зодиака Восточного календаря.

Рис.5. Вариации усредненных значений индексов приливной силы G, солнечной активности W, межпланетного магнитного поля ММП и их сочетаний для 10-летнего цикла стихий Восточного календаря. Значения индекса ММП увеличены в 1000 раз.

Рис.6. Вариации средних показателей температуры и осадков по Санкт-Петербургу для 10-го цикла. Примечание: температура в десятых долях градуса Цельсия, осадки в десятых долях миллиметра.

Рис.7.Вариации усредненных значений индексов приливной силы G, солнечной активности W, межпланетного магнитного поля ММП и их сочетаний для 12-летнего цикла стихий Восточного календаря. По ординате значения геокосмических индексов, для ММП они увеличены в 1000 раз; по абсциссе - годы 12-летнего цикла.

Известно, что факторы, с которыми в предшествующих генерациях организм сталкивался, повторяющаяся периодичность геофизических процессов отразились в генотипической памяти, закрепились в эволюционной программе развития живых организмов , . Логично предположить, что и повторяемость погоды на Земле в связи с планетными констелляциями зафиксировалась в ходе эволюции в генетической памяти живых организмов. Гравитационные флуктуации могут служить информационным сигналом для живых систем о масштабной и долговременной перспективе погодных изменений. В этом, очевидно, проявляется опережающее отражение действительности живыми системами по П.К.Анохину на клеточном уровне.

Следовательно, численность соединений планет с Луной и Солнцем может использоваться как особый астрономический индекс (реальная картина астрономических событий намного сложнее). Использование данного индекса мною в многолетних комплексных исследованиях ряда психофизиологических показателей человека на большой выборке, показало его эффективность. Выявлены многочисленные корреляционные зависимости между показателями индивидуальности человека (конституциональные, функциональной асимметрии мозга, особенностей темперамента, мотивации и др.) и индексами космической и региональной погоды, индексами численности соединений планет с Солнцем или с Луной в дни новолуний. Их максимальное число и выраженность отвечают десятилетнему циклу. Неслучайно, ему уделяется большее внимание в китайском календаре, он первичен по отношению к 12-летнему циклу . Сказанное иллюстрируют рисунки для показателей конституциональных особенностей и функциональной асимметрии мозга.

Рис.8. Сопряженность численности русоволосых мужчин (Рус), в %, с динамикой индекса МркС для года рождения по 12-му циклу; r=-0,708. Примечание: МркС - число соединений Меркурия с Солнцем, увеличено в 10 раз.

Рис.9. Сопряженность численности зеленоглазых женщин (Зел ж), в %, и динамики индекса числа соединений Сатурна с Солнцем (СтС) для года рождения по 10-му циклу; r=-0,76. Примечание: значения СтС увеличены в 50 раз.

Рис.10. Относительное различие численности «правых» и «левых» (П-Л), в %, в сравнении с общим числом исследованных мужчин для данного периода, по пробам: палец - (П-Л)п и pука - (П-Л)р. Чем меньше показатель (П-Л)п, тем выше эмоциональность; чем ниже показатель (П-Л)р, тем труднее человек переносит стресс.

Рис.11. Относительное различие численности «правых» и «левых», %, в сравнении с общим числом исследованных женщин для данного периода, по пробам: палец и рука.

Сходные проявления имеются и для показателей акустического алфавита (частота вокальной гласной А для разных эмоций), а также для музыкального мышления - численности сочинений в 24-х ладотональностях , .

Замечено, что чем больше рассматриваемый период, тем выше размах амплитуды исследуемых признаков. Поэтому изменчивость показателей в связи с годом рождения может перекрывать изменения в связи с месяцем рождения и зачатия. Полученные мною данные косвенно подтверждают существование планетарных типов, открытых М.Гокленом .

Восточный календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.

Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили , что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).

В Китае календарь был священным документом , поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.

Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.

С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.

Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора , Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.

Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.

Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.

Восточный календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.

Она основана на астрономических циклах Солнца , Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили , что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.

Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы — дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный).

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).

В Китае календарь был священным документом , поддерживаемом правящим монархом. Более чем 2 тысячелетия департамент астрономии делал астрономические наблюдения, вел расчеты астрономических событий, готовил астрологические предсказания. Кроме того, удачный календарь способствовал не только практическим целям, но и подтверждал согласие между небом и империей.

Анализируя сохранившиеся астрономические записи на костях, по которым в Древнем Китае осуществляли гадания и предсказания, обнаруживают в Китае лунно-солнечный календарь с интеркаляцией лунных месяцев, восходящий к династии Шанг XIV века до н.э. Были разработаны различные схемы интеркаляции в ранних версиях календаря, включая 19-летний и 76-летний цикл фаз луны известные на западе как метонический и каллиптический циклы.

С самых ранних записей начало года приходилось на новолуние около зимнего солнцестояния. Однако выбор месяца для начала гражданского года варьировался со временем и территориально. В конце второго столетия до н.э. календарная реформа установила практику продолжающуюся до сих пор, которая требует, чтобы зимнее солнцестояние всегда приходилось на 11-ый месяц года. Эта реформа также систему интеркаляции, в которой новолуния сравнивались в 24 солнечными периодами. Однако вычисления основывались на усредненном движении, выводимом из циклических соотношений. Неравенства для вычисления движения луны были применены не ранее 7 века нашей эры, но солнечная средняя долгота использовалась для вычисления солнечных периодов до 1644 г.

Хотя эры отсчитывались от начала правления нового императора , Император мог также объявить новую эру произвольно во время своего правления. Это делалось, чтобы восстановить нарушенную связь между небом и землей, персонифицированную императором. Новая эра могла свидетельствовать о смерти императора, стихийных бедствиях, или неудачи астрономов при предсказании астрономических событий. В последнем случае, эра могла отмечать введение новой астрономической или календарной модели.

Циклы кратные 60 использовались для подсчета лет, месяцев, дней и долей суток, используя набор небесных ветвей и земных побегов.

Использование 60-дневного цикла наблюдается в самых ранних астрономических записях. 60-летний цикл был введен только в первом веке н.э. или немного раньше. Хотя такой подсчет дней перестал употребляться в настоящее время, он все еще табулируется в календарях. Западные астрономические теории проникали в Китай с иезуитскими миссионерами в 17-ом веке.