Прекрасные мечети – нежные цветы Ислама. Куда смотрит полумесяц у мусульман? История символики Мечеть звезды

Мечеть можно найти почти в каждом уголке земного шара. Большинство из этих невероятных мест поклонения бросают вызов типичным ожиданиям того, как должна выглядеть мечеть. Нетрадиционные минареты, новые архитектурные решения и строительные эксперименты добавляют разнообразия мечетям, также демонстрируют огромный потенциал творчества в дизайне мечетей.

"Красота окружает нас", – сказал персидский поэт и суфийский мистик Руми в XIII-м веке. Посмотрите на эти необычные святые места мусульман по всему миру и еще раз убедитесь в точности его слов. Предлагаем вашему вниманию серию самых удивительных мечетей мира.

1. Мечеть имени Машхура Жусупа (Казахстан)

Здание мечети построено в форме восьмиконечной звезды размером 48×48 метров, высота минаретов - 63 метра, высота купола с полумесяцом - 54 метра. Купол мечети - небесного цвета, выполнен в форме шанырака. Архитектурно мечеть похожа на распахнутое сердце, открытое для мира и добра.

2. Кристальная мечеть (Малайзия)

Официальное открытие состоялось 8 февраля 2008 года тринадцатым Янг ди-Пертуан Агонгом, султаном Тренгану Мизаном Зайналом Абидином. Молитвенное сооружение может вмещать до полутора тысяч человек одновременно. Здание выполнено из железобетона и покрыто зеркальным стеклом. Мечеть имеет меняющуюся подсветку из семи цветов.

3. Мечеть Фейсал (Пакистан)

Одна из самых больших мечетей в мире. Мечеть известна в исламском мире благодаря своим размерам, площадью 5 000 квадратных метров, она способна вместить 300 000 верующих.

4. Мечеть Шакирин (Турция)

Является самой современным мечетью в Турции.

5. Дженненская соборная мечеть (Мали)

Самое большое глинисто-наносное здание в мире, построенное в 1906 году. Мечеть расположена в городе Дженне, Мали в пойме реки Бани. В составе объекта «Старый город Дженне» мечеть в 1988 г. включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

6. Мечеть Кул Шариф (Россия)

Одной из главных достопримечательностей республики Татарстан является мечеть Кул Шариф - воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства , центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия .

7. Мечеть Путра (Малайзия)

Мечеть Путра строилась с 1997 по 1999 год в в новом административном центре Малайзии, в городе Путраджая и располагается на берегу искусственного озера Путраява по соседству с резиденцией премьер-министра Малайзии.

8. Мечеть Убудийа (Малайзия)

Построенная в 1917 во время правления султана Идрис Шаха, мечеть расположена рядом с Мавзолеем на Букит Чандан. Ее строительство было заказано по приказу султана, который поклялся, что построит мечеть необычайной красоты, в знак оправления от болезни.

9. Мечеть Байтуннур (Канада)

Мечеть мусульманского Сообщества Ахмадийя в муниципалитете Калгари, Альберте, Канада. Самая большая мечеть Канады, одновременно может вместить в себе приблизительно 3 000 верующих.

10. Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина (Бруней)

Королевская мечеть, расположенная в Бандар-Сери-Бегаване, в столице Султаната Бруней. Мечеть можно классифицировать как одну из самых захватывающих мечетей в Азиатско-Тихоокеанском регионе и главной достопримечательности Брунея.

Давно хочу попросить помощи у уважаемых посетителей блога: что означает звезда Давида (гексограмма) в соседстве с мусульманским полумесяцем и несет ли это сочетание какую-либо особую смысловую нагрузку вообще?
На Заельцовском кладбище есть уголок, на котором расположены мусульманские захоронения 60-х годов. Однотипные памятники из бетона, на некоторых - частично осыпавшиеся и стершиеся надписи, несколько деревянных табличек с написанными краской именами. На надгробиях изображен перевернутый полумесяц и шестиконечная звезда - где-то точно соответствующая звезде Давида, где-то отсутствует рисунок внутри звезды -линии пересечений.

Вот, сам памятник обмотан скотчем, думаю, слабо предохраняющим бетонный обелиск от разрушения, внизу -табличка с именем, 1959 г. смерти.

Имена похожи на татарские. Надпись выполнена вязью, похожей на арабскую. У меня есть друзья-татары, и росла я в небольшом многонациональном северном городке. Кого могла -опросила, ответа никто не знает.

Найти же мне удалось вот такую информацию:

Гексаграмма - интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню - черный камень Кааба - из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды. Начиная с «бронзового века» (конец четвертого - начало первого тысячелетия до н.э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдаленных друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что при этом как магический символ пентаграмма использовалась значительно чаще, чем гексаграмма, но обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвященных алхимии, магии и чародейству. (с)

Гексаграмма универсальный символ. И он не просто имеет отношение ко ВСЕМ
Традициям, но является ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ священной символикой.

Суфии используют этот символ в свои духовных практиках. Сура "Ясин",
называемая сердцем Корана, "несёт" в себе гексаграмму.

Во время намаза мусульманин выписывает телом эту фигуру. Пложение стоя с поясным наклоном,
составляет первый треугольник, а глубокий земной поклом вкупе с поверхностью
земли образует второй.

Если "разложить", то фигуру эту следует рассматривать в объёме,
тогда Вы увидите, что в основе её трехмерных крест. Этот крест
с шестью лучами и центром есть шесть дней творения и днём "отдыха".
Именно здесь одно из мест где стыкуются Христианство с Исламом.
Крест не только не чужду Исламу, но тоже является его символикой,
но в завуалированной форме. (с)
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=10372.0

Если есть среди читателей люди, которые могут растолковать, у каких народов принято размещать на надгробиях такую символику -буду благодарна.

Мусульманские могилы на всех новосибирских кладбищах по оформлению ничем не отличаются от могил христиан и либо представляют собой стандартные памятники советской и постсоветской эпохи - трапециевидное или прямоугольное надгробие, на котором изображены полумесяц и пятиконечная звезда, которые зачастую соседствуют с красной советской звездой, изредка имеют более ярко выраженный восточный мотив, как, например, вот этот памятник 1950 г. на Клещихинском кладбище:

"Другу и дорогой матери от мужа и детей".

Заельцовское кладбище, могила девочки. Недорогой металлический памятник ежегодно заботливо красят в яркий цвет. Вот фото, сделанное в 2011 году:

фото, сделанное год спустя, в 2012м:

Мусульманская часть кладбища:

Обладатель очень колоритных усов:

А вот напоследок еще один загадочный памятник.

Мечеть Звезды, которая известна еще под названием Мечеть Тара, находится в столице Бангладеша Дакке, в старой части города. Мусульманский храм оформлен декоративными элементами, а стилизация звезд синего цвета в ее интерьере дала мечети имя.

По документам, строительство под протекторатом Мирзы Голама Пира завершилось в середине 19-го века. Изначальная форма основания мечети – прямоугольник, в ней было три купола и три входа в виде арок на восточной стороне. Также были дверные проемы - по одному на северной и южной стенах. Башни были достроены позднее. Сейчас в храме четыре угловых минарета и пять куполов, изящное белое здание снаружи тоже украшено звездами и напоминает резную шкатулку.

При финансовом содействии коммерсанта и промышленника Али Жана Бепари, в 30-х годах 20-го века была проведена реконструкция и перепланировка храма. Была достроена внешняя веранда, с помощью английской и японской керамической плитки, осколков синего китайского фарфора выложены изображения звезд и полумесяцев в технике Chinitikri снаружи и внутри. Таким образом, мечеть, которая не имела никакого исторического значения, теперь – один из немногих оставшихся примеров штучного украшения в стиле Chinitikri.

В 1987 году по распоряжению министерства по делам религии, была увеличена площадь молитвенного зала и возведены еще два купола.

Внутреннее убранство мечети выдержано в двух направлениях, украшено японской и английской каолиновой плиткой. Один из подходов использует сплошной цвет, вырезанные по шаблону формы размещают в белой штукатурке. Купола и внешние стены покрыты разноцветной звездчатой плиткой. На верхней части восточного фасада расположены серповидные мотивы. Три михраба и дверные проемы декорированы цветочным узором из мозаики. Мотивы растений и амфор повторяется в качестве декоративного элемента на парусах, а также на внутренней стороне стены веранды. В качестве декоративного элемента на стене между входами находится изображение Фудзиямы.

Мечеть была выстроена в соответствии с архитектурным стилем Моголов, и несмотря на дальнейшие дополнения и ремонтные работы, все еще сохраняет большую часть своей первоначальной формы и является хранилищем изысканных произведений искусства.

По дороге в Лалбах расположена мечеть Хана Мохаммада Мридха. Она была построена в 1704 году, о чем гласят две памятные надписи над центральным сводчатым проходом. Мечеть построена в традиционном архитектурном стиле, свойственном для периода Великих Моголов, но внешне напоминает крепость Лалбах. Комплекс мечети дополнительно поднят на высоту пяти метров и находится на специальной платформе, под которой располагаются проходные жилые комнаты.

Главный вход в мечеть находится на восточном фасаде. Здесь имеется лестница, заканчивающаяся воротами и центральными дверями. Поднявшись по лестнице сразу на верхние уровни, вы попадаете в молитвенный зал. Он представляет собой прямоугольное помещение с тремя куполами. Вход в молитвенный зал обрамляют сводчатые арки и полуколонны с обеих сторон. Из центрального зала можно попасть в еще три помещения, в которых находится михраб.

Женщины любой другой религиозной традиции могут попасть внутрь, но перед этим должны получить специальное разрешение. Во время молитвы главные ворота могут быть заперты, но если попросить сторожа, он пустит вас внутрь.

Мечеть Звезды

В старой части города Дакка находится мечеть Тара, известная так же как Мечеть Звезды. Первый храм на этом месте был построен в начале XVIII века, но позднее был изменен по проекту Мирза Голам Пир. Это единственная мечеть в городе, построенная в стиле Великих Моголов. Внешние стены и интерьер здания украшены многочисленными стилизованными изображениями звезд, из-за чего мечеть и получила свое название.

Первоначально мечеть была прямоугольной формы и имела три арочных входа на восточном фасаде. Позднее на каждом углу появились башни. Мечеть венчают три купола, в которых центральный значительно выделяется своими размерами. В начале XX века, благодаря финансированию известного бизнесмена Али Бепари, с восточной стороны мечети была пристроена веранда.

Главная архитектурная ценность Мечети Звезды была обнаружена только в 1930 году, когда во время реставрации были найдены декоративные мозаики, созданные из кусочков китайского фарфора, образующих узоры в виде полумесяца и звезд. Подобные декоративные орнаменты были найдены в главном молельном зале и под слоем штукатурки на внешних стенах. Мозаикой теперь украшены и три проема на главном фасаде мечети. Здесь разноцветные глазированные фрагменты образуют сплошной растительный орнамент.

Мечеть Saat Masjid

Мечеть Саат Масджид находится на северо-западной окраине Дакки. Она была построена в 1680 году, в самый расцвет эпохи Великих Моголов, во время правления Шубехдар Шаиста Хана. Мечеть окружена внешней стеной с главными воротами в восточной стороне и скромными проходами с южной и северной. Раньше мечеть Саат Масджид находилась на живописном берегу реки, но в XX веке Буриганга изменила свое русло и пышных зеленых пейзажей почти не осталось.

Мечеть Саат Масджид имеет прямоугольную форму. Ее венчают три центральных купола и четыре купола на башнях по углам здания. Мечеть сильно пострадала и даже несколько раз подвергалась намеренному уничтожению, поэтому внешний облик здания частично не сохранился, а частично был восстановлен в XX веке по старинным гравюрам и чертежам.

Мечеть Sona

Мечеть Чота Шона находится в трех километрах к югу от Котвали. Она была построена во время правления султана Шах Хусейна в 1493 году. Храм раньше называли "Малой золотой Мечетью", потому что все пятнадцать куполов были покрыты тонкими пластинками золота. Прямоугольная мечеть занимает площадь около 50 метров и окружена внешней стеной с центральными воротами в восточной стороне. На каждом углу здания имеется небольшая башенка.

Попасть на территорию мечети Чота Шона можно через пять арочных проемов в восточной стене или через три проема с северной стороны. Внутри зал мечети разделен на три части двумя рядами каменных колонн. В северо-западной части зала находится королевская галерея, находящаяся на верхних ярусах. В этой части совершали молитву только представители знати.

Интерьеры помещений украшены тонкой каменной резьбой, которая не везде сохранилась после землетрясения. Стены украшены орнаментами из терракотовой, позолоченной и глазурованной плитки. Самая старинная мозаика мечети находится во внешнем дворе, где орнамент представляет собой сложное сочетание синих и белых кругов.

Мечеть Гунбад

Мечеть Гунбад - это главный исторический и архитектурный памятник Дакки, построенный в эпоху Султаната. Построенная в середине XV века, мечеть считается одним из наиболее впечатляющих мусульманских памятников на всей территории Индийского субконтинента. Сами бенгальцы называют мечеть Гунбад "Мечетью шестидесяти куполов". Но на самом деле их гораздо больше. Только на первых трех уровнях здания тремя рядами расположены 77 куполов, а кроме них имеется четыре купола на углах здания.

Строительством мечети руководил султан Махмуд Насируддин Шах, известный так же как Хан Джахан. Он был одним из самых деятельных султанов, который по всей стране воздвиг десятки храмов, способствуя распространению ислама на территории Бангладеша. Мечеть Гунбад имеет необычайно толстые стены, напоминающие крепостные. Внутри мечеть разделена множеством колонн и сводчатых арок, которые делят главный молитвенный зал на несколько секторов. Из главного зала ведут одиннадцать арочных дверных проемов, ведущих во внешний двор и внутренние помещения.

Мечеть Hussaini Dalan

Мечеть Хуссани Далан была построена в XVII веке в самый разгар эпохи Великих Моголов. Во всем Бангладеше сохранилось очень мало архитектурных памятников этого периода, поэтому Хуссани Далан является одной из главных достопримечательностей города Дакка. Она была построена как Imambara, то есть дом духовного лидера - имама. Мечеть построена на возвышенности, представляя собой довольно простое прямоугольное здание с четырьмя изящными башенками по углам.

Долгое время мечеть использовалась для проведения меджлиса в период месяца Мухаррам. Религиозное собрание проводилось в память о мученической смерти внука исламского пророка Мухаммеда - Хуссейна. Поэтому мечеть получила такое название.

С южной стороны здания есть небольшой пруд, который расположен вплотную к стенам мечети. Главный вход в центральное здание отмечен арочными воротами с северной стороны. Первый этаж здания был дополнительно поднят, чтобы организовать внизу дополнительные помещения для захоронений. Внутренние помещения представляют собой два смежных зала - Ширни и Хутбу. От них в обе стороны расходятся два небольших коридора с дополнительными залами, где могут молиться женщины.

Мечеть Чавк

Мечеть Чавк находится в старой части города Дакка, столицы Бангладеша. Здесь, в районе базарной площади Chowk находится многоэтажный храм с тремя куполами. Оригинальный облик Мечети невозможно разглядеть после многочисленных реконструкций и расширений. Сегодня это целый архитектурный комплекс, являющийся, возможно, единственным примером жилой медресе мечети в стране.

Мечеть Чавк построена на дополнительной платформе, увеличившей высоту фундамента здания почти на метр. В западной части здания находятся основные храмовые помещения и три главных купола. Здесь же находятся две из четырех восьмиугольных башен, расположенных на внешних углах здания.

С восточной стороны вход обозначен сводчатыми арками и полу-куполообразными сводами. Через него можно попасть в центральный зал. Здесь на стенах и сводчатом потолке сохранилась изящная декоративная штукатурка. Пол выложен мрамором, а стены покрывают орнаменты из ярких кусочков эмали. Внутренние помещения разделены на три зоны: центральный зал и два прямоугольных зала по бокам. В боковых залах, под фундаментной платформой, на которой стоит мечеть, раньше находились жилые помещения. Сейчас внизу расположены несколько торговых лавочек и мастерских.

Мечеть Байтул Мукаррам

Главная национальная мечеть Бангладеша находится в столице страны - в городе Дака. Она носит название Байтул Мукаррам, что можно перевести как "Святой дом". Само здание святыни относительно современное - оно было построено в 1960 году. Сооружение представляет собой комплекс зданий, созданных по проекту архитектора Абдулы Хуссейна Тариани. Ему удалось сочетать несколько современных архитектурных особенностей, сохранив при этом основные элементы традиционной архитектуры мечетей.

При первом взгляде можно заметить сильное влияние внешнего облика главной мечети мусульман в Мекке. Байтул Мукаррам, как и Кааба, имеют практически идентичную форму, но главное отличие мечети в Бангладеше - материал, из которого она построена. Для строительства национальной мечети использовался светлый камень, декорированный черными вставками, благодаря чему она смотрится очень внушительно. Как и большинство мечетей, построенных под сильным влиянием индийской культуры, вход в мечеть проходит через искусственный водоем.


Достопримечательности Даки